№196 Об инциденте в селе С. Юсуповой Араванского района Ошской области

 

Об инциденте в селе С. Юсуповой Араванского района Ошской области

В селе С. Юсуповой Араванского района Ошской области 20 сентября 2020 года, во время агитационного выступления кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от политической партии «Мекеним Кыргызстан» произошла массовая драка.

Данный инцидент вызвал в обществе большой негативный резонанс, видеозапись с места события, распространенная в средствах массовой информации и социальных медиа, явно свидетельствует об остроте конфликта, высокой степени агрессии лиц друг против друга.

И в настоящее время граждане ждут соответствующую справедливую реакцию на данный инцидент со стороны государственных органов, в том числе и Центральной избирательной комиссии.

Данный инцидент был рассмотрен на заседании Координационной группы оперативного реагирования при Центральной избирательной комиссии 24 сентября 2020 года, а также получена информация от Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.

1. Согласно представленной информации Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, полученной на основе данных оперативных сотрудников и свидетельских показаний, конфликт произошел между сторонниками Ильхома Маннанова- кандидата от политической партии «Мекеним Кыргызстан» и сторонниками Шукирилло Файзуллаева – кандидата от политической партии «Биримдик».

В результате инцидента с различной формой тяжести 12 граждан обратились в учреждения здравоохранения, из них 2 являются сторонниками политической партии «Биримдик» и 9 граждан сторонники политической партии «Мекеним Кыргызстан», повреждены 5 транспортных средств.

В виду данной ситуации 7 граждан обратились с заявлениями, которые были признаны потерпевшими. Для установления наличия и степени тяжести полученных телесных повреждений, назначена судебно-медицинская экспертиза.

По данному факту на основаниичасти 2 статьи 266 Уголовного кодекса Кыргызской Республики (хулиганство) зарегистрировано 7 ЖУИ №02-030-2020-000764, также ЕРПП №03-030-2020-000621, 6 гражданам вручены уведомления о подозрении в совершении преступления, из которых 4 человека водворены в СИЗО, 2 подозреваемых водворены в ИВС Араванского РУВД.

2. Согласно части 1 статьи 22 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее - конституционный Закон), «информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному и свободному волеизъявлению граждан и гласности выборов».

Частью 2 статьи 28 конституционного Закона установлено, что «при проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации: запрещаются пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде; призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны; проведение публичных мероприятий с государственными и политическими деятелями других государств с освещением в средствах массовой информации; использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств; иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики».

Подобные факты дискредитируют саму идею проведения свободных демократических выборов, и нарушают в том числе и положения части 1 статьи 22 и части 2 статьи 28 конституционного Закона, поскольку данное происшествие несет препятствия свободному и осознанному волеизъявлению граждан и подобные конфликты в ходе текущей конкуренции между политическими партиями, в особенности в фазе активной агитационной кампании, не только влияют на возможность свободного волеизъявления граждан, но и имеют риски безопасности жизни и здоровья граждан.

Более того, подобные случаи вызывают массовое недоверие граждан к институту выборов. Это влечет нравственную и политическую дискредитацию всей избирательной системы, а также органов государственной власти, формируемых на выборной основе.

Согласно информации Министерства внутренних дел, инцидент произошел из-за высказываний сторонников указанных кандидатов в виду наличия вражды между ними.

В этой связи лица, претендующие и занимающие ответственные политические должности, должны действовать исключительно в интересах граждан, обеспечив все возможные меры для организации агитационных мероприятий, не должны подвергать опасности жизни и здоровья граждан, исключить возможность нарушения общественно-политической ситуации и стабильности.

Данный инцидент указывает на наличие конфликтной ситуации между кандидатами, вылившуюся в неприязнь сторонников кандидатов друг к другу. Кандидаты в процессе политической конкуренции не должны настраивать людей друг против друга. Противоречия двух кандидатов в данном случае вылились в политическую плоскость, борьбу на выборах, создав риски жизни и здоровью граждан, которые в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, являются высшими ценностями нашего государства.

В виду того, что подобные случаи возникновения конфликтов, создающие негативную атмосферу среди избирателей, несут риски для общественной безопасности здоровья граждан, со стороны Центральной избирательной комиссии ранее направлялись рекомендации уполномоченным представителям политических партий об уведомлении территориальныхизбирательных комиссий, органовместного самоуправления и органов внутренних дел об организации собраний и встреч с гражданами, публичных мероприятий для обеспечения общественного порядка и безопасности граждан при проведении массовых мероприятий.

Также следует отметить о нарушении части 1 статьи 10 Закона Кыргызской Республики «О мирных собраниях», согласно которой во время проведения мирного собрания его участники и организаторы обязаны, в том числе, соблюдать мирный характер собрания и общественный порядок.

3. По информации Общественного объединения «Узбекский национально-культурный центр Кыргызской Республики», в настоящее время проводится работа по примирению двух кандидатов с участием государственных органов, общественности, совета старейшин.

Кроме того, в интернет изданиях опубликована информация акима Араванского района Айтибаева К.А.: «Сегодня, 23 сентября, рано утром ко мне пришли Маннанов и Файзуллаев, которые при мне попросили друг у друга прощения, они подчеркнули, что ссоры никому из сторон не нужны. В стране должно быть благополучие и мир. К тому же ни одному из них не нужно, чтобы молодые ребята, которые участвовали в драке, сидели в тюрьме или что-то вроде этого».

Данная информация подтверждает, что указанные кандидаты от политических партий, имея конфликт между собой, допустили возникновение ситуации, в которой пострадали граждане, нанесен материальный ущерб, была подвергнута риску безопасность жизни и здоровья граждан.

4.Центральная избирательная комиссия также отмечает, что между политическими партиями подписан Меморандум о честных выборах, согласно которого главным приоритетом на выборах должны быть интересы граждан.

Согласно данному Меморандуму, политические партии приняли на себя обязательства действовать исключительно в рамках Конституции Кыргызской Республики, законодательства о выборах и других нормативных правовых актов, не применять язык ненависти, не распространять материалы, содержащие угрозы насилия, вражды и клевету, вести избирательную кампанию на принципах открытости и взаимоуважения, приоритета интересов и прав граждан, верховенства закона, соблюдать в процессе выборов этические и моральные нормы, вести агитационную работу без использования грязных технологий по отношению друг к другу.

Подписывая указанный документ, партии подтвердили свою готовность решать споры с политическими оппонентами в открытой, публичной дискуссии на основе закона, соблюдать правила агитации, установленные законодательством о выборах, организовать и провести избирательную кампанию так, чтобы она способствовала благоприятной и мирной обстановке в предвыборный период и после выборов.

Понимая, что нарушение положений Меморандума не предусматривает ответственности, при этом влечет моральную ответственность кандидатов и политических партий перед обществом.

Согласноабзацу второму части 9 статьи 28 указанного выше конституционного Закона, в случае нарушения правил ведения предвыборной агитации, указанных в части 2 настоящей статьи, подтвержденного заключением (актом) уполномоченного государственного органа, Центральная избирательная комиссия вправе принять решение об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов.

Согласно части 1 статьи 42 конституционного Закона «при подготовке и проведении выборов избирательные комиссии, органы прокуратуры, органы внутренних дел обеспечивают строгое соблюдение требований Конституции, настоящего конституционного Закона, законов Кыргызской Республики».

Пунктом 6 части 2 статьи 46 конституционного Закона, установлено, что регистрация кандидата отменяется в случаях подтверждения фактов непосредственной причастности кандидата, его представителей к нарушениям правил ведения предвыборной агитации, установленных частью 2 статьи 28 настоящего конституционного Закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 22, 28, 42, 43 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», статьей 10 Закона Кыргызской Республики «О мирных собраниях», статьями 3, 7, 18 Закона Кыргызской Республики
«Об избирательных комиссиях по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики», принимая во внимание информацию Министерства внутренних дел Кыргызской Республики от 24 сентября 2020 года, Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики

РЕШИЛА:

1. Отменить регистрацию кандидатов Маннанова Ильхома Абдукахаровича от политической партии «Мекеним Кыргызстан» и Файзуллаева Шукирилло Хабибиллаевича от политической партии «Биримдик».

2. Рекомендовать политическим партиям, участвующим в выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, назначенных на 4 октября 2020 года, в целях поддержания стабильности, мира и согласия, процесс агитации вести строго в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, осуществлять политическую конкуренцию на основе демократических принципов уважения прав и свобод граждан, исключая незаконные приемы предвыборной агитации, которые могут привести к нарушению общественно-политической стабильности в стране.

Для обеспечения общественного порядка и безопасности граждан при проведении массовых мероприятий направлять уведомления в территориальные избирательные комиссии, органы местного самоуправления и органы внутренних дел об организации собраний и встреч с гражданами, публичных мероприятий.

3. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Бекматова А.Г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ                                                                                          Н. ШАЙЛДАБЕКОВА

г. Бишкек, 24 сентября 2020 года

196