№13 О проведении повторного подсчета голосов избирателей на избирательных участках №5319, № 5320, № 5559 города Ош

О проведении повторного подсчета голосов избирателей на избирательных участках №5319, № 5320, № 5559 города Ош

В Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия) поступило заявление от уполномоченного представителя кандидата на должность Президента Кыргызской Республики Асанова К.С. Нурбек кызы А.о нарушениях избирательного законодательства в ходе голосования на досрочных выборах Президента Кыргызской Республики 10 января 2021 года.

В заявлении, в том числе сообщается, что за кандидата на должность Президента Кыргызской Республики Асанова К.С.:

- на избирательном участке № 5319 должны были проголосовать минимум 9 человек (указываются их фамилии) однако по данным АСУ и ручного подсчета, за Асанова К.С. проголосовали всего 4 избирателя;

-на избирательном участке № 5320 должны были проголосовать минимум 6 человек (указываются их фамилии) однако по данным АСУ и ручного подсчета, за Асанова К.С. проголосовал всего 1 избиратель;

- на избирательном участке № 5559 города Ош должны были проголосовать минимум 15 человек (указываются их фамилии) однако по данным АСУ и ручного подсчета, за Асанова К.С. проголосовали всего 7 избирателей.

Заявитель прилагает копии объяснительных записок лиц, фамилии которых указаны в заявлении.

Вместе с тем заявитель отмечает, что якобы «проведенное тестирование автоматически считывающих урн совместно с Государственным комитетом национальной безопасности без участия представителей кандидатов или независимых экспертов не только не обеспечило безопасность, а создало вероятность вмешательства данного органа на результаты голосования с помощью АСУ, что порождает недоверие на правильный подсчет голосов избирателей».

В этой связи, просит Центральную избирательную комиссию «провести соответствующую проверку указанных фактов нарушений избирательного законодательства, принять все меры по восстановлению нарушенных избирательных прав граждан, а также принять меры по привлечению к ответственности всех лиц, допустивших нарушение избирательного законодательства».

Рассмотрев заявление, изучив материалы, Рабочая группа по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных участников избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике отмечает следующее.

В рамках запланированных мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов Президента Кыргызской Республики и референдума Кыргызской Республики, назначенных на 10 января 2021 года, в целях проверки физической работоспособности АСУ операторами АСУ участковых избирательных комиссий и работниками аппарата ЦИК проводилась техническая проверка оборудования и каналов связи. При этом отмечаем, что доводы о якобы проведении тестирования совместно с Государственным комитетом национальной безопасности не соответствуют действительности.

В соответствии с абзацем вторым части 8 статьи 35 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «Автоматически считывающие урны не должны допускать раскрытия тайны голосования на весь период голосования и не должны быть подключенными к проводным и беспроводным сетям. Вывод данных об итогах голосования из автоматически считывающих урн осуществляется участковой избирательной комиссией после 20 часов, но не позднее 21 часа в день голосования. Отчеты автоматически считывающей урны, заверенные печатью, первичные и итоговые отчеты по идентификации, заверенные печатью, выдаются всем представителям кандидатов политических партий, наблюдателям, находящимся в помещении для голосования».

Стоит отметить, что данные о ходе и итогах голосования, полученные через избирательную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.

Частью 14 статьи 35 конституционного Закона установлено, что «Председатель участковой избирательной комиссии предлагает всем присутствующим при подсчете голосов лицам визуально ознакомиться с избирательными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии. В случае несовпадения итогов голосования по данным автоматически считывающей урны с итогами голосования по данным ручного подсчета голосов, по требованию представителя кандидата, политической партии или наблюдателя произвести пересчет голосов, избирательные бюллетени пересчитываются при непосредственном участии представителя кандидата, политической партии или наблюдателя и предоставлении возможности визуального контроля с их стороны. При этом пересчет избирательных бюллетеней производится вслух.

Итоги голосования устанавливаются по результатам ручного подсчета голосов.».

За процессом голосования и проведением подсчета голосов избирателей на избирательных участках №5319, №5320, №5559 города Ош наблюдали общественные наблюдатели от некоммерческой организации «Клооп Медиа», наблюдатели от кандидата на должность Президента Кыргызской Республики Мадумарова А.К., Тольбаева Б.Л., и Жапарова С.Н., от которых замечаний к процессу подсчета голосов и требований произвести пересчет голосов не поступало.

В соответствии с частью 1 статьи 2 конституционного Закона, «Выборы в Кыргызской Республике проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы в Кыргызской Республике основываются на свободном и добровольном осуществлении гражданами республики своих избирательных прав. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принуждения их к участию или неучастию в выборах, а также на свободное волеизъявление.».

В соответствии с частью 3 статьи 12 вышеуказанного конституционного закона, избирательные комиссии осуществляют свою деятельность на принципах:

1) законности;

2) гласности;

3) открытости;

4) независимости;

5) коллегиальности;

6) справедливости;

7) беспристрастности.

В этой связи Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики пришла к выводу принять решение о проведении повторного подсчета голосов на избирательных участках №5319, № 5320, № 5559 города Ош.

Руководствуясь статьей 36 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», статьями 7, 18 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики,

РЕШИЛА:

1. Провести повторный подсчет голосов избирателей на избирательных участках № 5319, № 5320, № 5559 города Ош.

2. Ошской территориальной избирательной комиссии - провести повторный подсчет голосов избирателей на избирательных участках №5319, № 5320, № 5559 города Ош, с обязательным присутствием члена Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Руководителя Рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных участников избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике Асаналиева А.Т.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ                                                                                            Н.ШАЙЛДАБЕКОВА

г. Бишкек, 20 января 2021 года

№ 13

Особое мнение члена ЦИК - Сариева А.А.