19.10.2017 №110 О заявлении уполномоченного представителя кандидата на должность Президента КР Бабанова О.Т. Ирискулбекова Э.Б.
В Центральную комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия) 15 октября 2017 года поступило заявление уполномоченного представителя кандидата на должность Президента Кыргызской Республики Бабанова О.Т. Ирискулбекова Э.Б. (далее – Заявитель) о применении административного ресурса в период предвыборной агитации и нарушениях требований статей 29-31 конституционного Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее - конституционный Закон).
В обоснование своих доводов заявитель указывает, что имелись нарушения по организации и порядку голосования, предусмотренные статьями 29-31 конституционного Закона, которые допускались на избирательных участках Ошской области.
1. В г. Ош, на участке № 5325, неизвестные лица спортивного телосложения напали на корреспондента телеканала «НТС» Мирбека Айтикеева, следившего за процессом выборов. По его словам, сначала они словами всячески пытались воспрепятствовать работе нашей съемочной группы, затем дело дошло до физического воздействия.
2. В Сузакском районе на участке № 2008, как следует из заявления, на избирателей также давление оказывает группа неизвестных молодых людей. Всего около 20-ти человек спортивного телосложения, по некоторым данным, воспитанники спортивной школы им. И. Раззакова. Сообщается, что возглавляют эту группу братья Нурбек и Чынгыз Акановы.
3. На избирательных участках № 5053 Узгенского района и № 5167 Чон-Алайского района запретили снимать на камеру, как граждане проходят процедуру идентификации, и получения избирательных бюллетеней.
4. Нарушение тайны голосования было зафиксировано на избирательном участке № 5512 в с. Сураташ Карасуйского района Ошской области.
5. На участке № 5351 в с. Юсупов Араванского района Ошской области оператору телеканала «НТС» не разрешили снимать, как проходит избирательный процесс.
6. На участок № 5312 в г. Ош не пустили наблюдателей от кандидатов, не говоря уже о журналистах.
7. Факты нарушения тайны голосования были выявлены на участке № 5310.
8. На территории участка № 2186 Министр сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации вместе со своими сторонниками избили гражданина Матсакова Кадырбека Мусаевича.
9. Имеется факт того, как депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от парламентской фракции СДПК Автандил Кулбараков договаривался с главой районной государственной администрации Жумагльского района и главами айыл окмоту о механизме получения голосов за кандидата на должность Президента Кыргызской Республики от СДПК.
Факты нахождения Министра сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики Мурашева Н. на территории избирательного участка, а также переговоры Депутата ЖК Кыргызской Республики Кулбаракова А., по мнению заявителя подтверждают наличие списка должностных лиц органов исполнительной власти, депутатов Жогорку Кенеша, должностных лиц государственных организаций и учреждений и других лиц, направленных для координации деятельности местных властей с целью получения «нужного» властям результата во время голосования 15 октября 2017 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 43, 44 конституционного Закона заявитель просит:
1.Рассмотреть ответственность Министра сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР Мурашева Н.
2.Рассмотреть ответственность депутата Жогорку Кенеша КР Кулбаракова А., главы местной государственной администрации, глав айыл окмоту Жумгальского района.
3.Рассмотреть нарушения, допущенные в ходе голосования 15 октября 2017 года в соответствии с требованиями конституционного Закона.
Рабочая группа по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов Кыргызской Республики Центральной избирательной комиссии (далее – Рабочая группа) 19 октября 2017 года рассмотрела поданное заявление по существу.
В целях объективного рассмотрения и исследования доводов заявителя, дачи им оценки, заявление и прилагаемые материалы были рассмотрены на заседании Рабочей группы с участием Представителя кандидата на должность Президента Кыргызской Республики Бабанова О.Т. Конутаева А.
На заседании Рабочей группы, заявитель подержал свое заявление и требования.
Рассмотрев заявление и приложенные материалы, решение Рабочей группы, Центральная избирательная комиссия отмечает следующее.
Конституционным Законом Кыргызской Республики в целях гарантии свободы выборов установлен порядок деятельности избирательных комиссий, государственных органов по обеспечению свободы выборов, а также порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) избирательных комиссий, нарушающих избирательные права субъектов избирательного процесса.
В соответствии с частью 4 статьи 43 конституционного Закона, решения и (или) действия (бездействие) государственных и иных органов, их должностных лиц, других участников избирательного процесса, нарушающие избирательные права граждан, требования настоящего конституционного Закона, могут быть обжалованы в органы прокуратуры, органы внутренних дел, избирательные комиссии или суд в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
При этом органы внутренних дел проводят работу по рассмотрению заявлений (жалоб), касающихся нарушения общественного порядка, а также заявлений на действия участников избирательного процесса, за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящей части, за которые предусматривается административная или уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами избирательного законодательства, а также рассматривают заявления (жалобы) на их действия, за которые предусматривается административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Избирательные комиссии в пределах полномочий, установленных законодательством, рассматривают заявления на действия участников избирательного процесса, за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящей части, за которые предусматривается административная ответственность в пределах полномочий, установленных законодательством.
С заявлениями (жалобами) на решения и (или) действия (бездействие) государственных и иных органов, их должностных лиц, иных участников избирательного процесса могут обратиться избиратели, кандидаты, политические партии, некоммерческие организации, их представители и наблюдатели. Заявления (жалобы) должны быть мотивированными и представлены вместе с доказательствами, на которых они основываются.
При этом, в соответствии с частями 1, 2, 4-6, 9-11 статьи 44 конституционного Закона, решения и (или) действия (бездействие) избирательных комиссий, их должностных лиц, нарушающие избирательные права субъектов избирательного процесса, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, решения и (или) действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии - в суд.
С заявлениями (жалобами) на решения и (или) действия (бездействие) избирательных комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, политические партии, некоммерческие организации, их представители, наблюдатели.
Решения и (или) действия (бездействие) участковых избирательных комиссий, их должностных лиц, нарушающие избирательные права субъектов избирательного процесса, обжалуются в территориальную избирательную комиссию.
Решения и (или) действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий, их должностных лиц, нарушающие избирательные права субъектов избирательного процесса, обжалуются в Центральную избирательную комиссию.
Решения и (или) действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии обжалуются в суд первой инстанции, решение суда первой инстанции в Верховный суд. Решение Верховного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.
Заявления (жалобы) на принятые решения подаются в течение 3 календарных дней с момента вынесения решения.
Вышестоящая избирательная комиссия оставляет в силе решение нижестоящей избирательной комиссии либо отменяет его и принимает решение по существу заявления (жалобы).
Суд, установив обоснованность заявления (жалобы), признает оспариваемое решение, действие (бездействие) незаконным и отменяет решение Центральной избирательной комиссии либо отказывает в удовлетворении заявления (жалобы), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) является законным.
Принимая во внимание вышеизложенное, Центральная избирательная комиссия отмечает о несоблюдении заявителем порядка обжалования действий государственных и иных органов, их должностных лиц, соответствующих избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса, установленного конституционным Законом.
Вместе с этим, Центральная избирательная комиссия отмечает, что согласно информации, представленной Координационной группой оперативного реагирования Центральной избирательной комиссии, по факту избиения гражданина Матисакова К.М., заявление Матисакова К.М. зарегистрировано в КУП № 899 от 15.10.2017 года в ОВД Ноокенского района Жалал-Абадской области, назначена судебно-медицинская экспертиза и проводится дальнейшая проверка. Данный вопрос находится на контроле Координационной группы оперативного реагирования Центральной избирательной комиссии. Следует отметить, что доводы заявителя о применении физического насилия подлежат подтверждению в ходе следствия в рамках частно-публичного обвинения, в порядке уголовного судопроизводства. В полномочия Центральной избирательной комиссии не входит решение вопросов, которые относятся к компетенции следственных и судебных органов.
Относительно представленных заявителем DVD дисков с аудиозаписью, на которой депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Кулбараков А. якобы договаривается с главой районной государственной администрации Жумгальского района и главой Кабакского айыл окмоту о механизме получения голосов за кандидата на должность Президента Кыргызской Республики от СДПК, Центральная избирательная комиссия отмечает, что в рамках своей компетенции и полномочий не может подтвердить или опровергнуть достоверность представленной аудиозаписи.
При этом, согласно предварительных результатов голосования на избирательном участке № 4124, расположенном на территории Кабакского айыл окмоту Жумгальского района, за кандидата заявителя проголосовало 244 избирателя, за кандидата от СДПК проголосовало 184 избирателя.
Принимая во внимание указанные предварительные результаты голосования, Центральная избирательная комиссия не может согласиться с доводами заявителя о наличии использования административного ресурса, повлиявшего на волеизъявление избирателей. Следует отметить, что доводы, приведенные в заявлении уполномоченного представителя кандидата на должность Президента Кыргызской Республики Бабанова О.Т. Ирискулбекова Э.Б. о применении административного ресурса необоснованны и не имеют причинно-следственной связи.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 43 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах», статьями 7, 18 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», пунктом 1.9 Положения «О порядке рассмотрения избирательными комиссиями заявлений (жалоб) избирателей и иных субъектов (участников) избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике», Решением рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов Кыргызской Республики от 19 октября 2017 года, Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской
В обоснование своих доводов заявитель указывает, что имелись нарушения по организации и порядку голосования, предусмотренные статьями 29-31 конституционного Закона, которые допускались на избирательных участках Ошской области.
1. В г. Ош, на участке № 5325, неизвестные лица спортивного телосложения напали на корреспондента телеканала «НТС» Мирбека Айтикеева, следившего за процессом выборов. По его словам, сначала они словами всячески пытались воспрепятствовать работе нашей съемочной группы, затем дело дошло до физического воздействия.
2. В Сузакском районе на участке № 2008, как следует из заявления, на избирателей также давление оказывает группа неизвестных молодых людей. Всего около 20-ти человек спортивного телосложения, по некоторым данным, воспитанники спортивной школы им. И. Раззакова. Сообщается, что возглавляют эту группу братья Нурбек и Чынгыз Акановы.
3. На избирательных участках № 5053 Узгенского района и № 5167 Чон-Алайского района запретили снимать на камеру, как граждане проходят процедуру идентификации, и получения избирательных бюллетеней.
4. Нарушение тайны голосования было зафиксировано на избирательном участке № 5512 в с. Сураташ Карасуйского района Ошской области.
5. На участке № 5351 в с. Юсупов Араванского района Ошской области оператору телеканала «НТС» не разрешили снимать, как проходит избирательный процесс.
6. На участок № 5312 в г. Ош не пустили наблюдателей от кандидатов, не говоря уже о журналистах.
7. Факты нарушения тайны голосования были выявлены на участке № 5310.
8. На территории участка № 2186 Министр сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации вместе со своими сторонниками избили гражданина Матсакова Кадырбека Мусаевича.
9. Имеется факт того, как депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от парламентской фракции СДПК Автандил Кулбараков договаривался с главой районной государственной администрации Жумагльского района и главами айыл окмоту о механизме получения голосов за кандидата на должность Президента Кыргызской Республики от СДПК.
Факты нахождения Министра сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики Мурашева Н. на территории избирательного участка, а также переговоры Депутата ЖК Кыргызской Республики Кулбаракова А., по мнению заявителя подтверждают наличие списка должностных лиц органов исполнительной власти, депутатов Жогорку Кенеша, должностных лиц государственных организаций и учреждений и других лиц, направленных для координации деятельности местных властей с целью получения «нужного» властям результата во время голосования 15 октября 2017 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 43, 44 конституционного Закона заявитель просит:
1.Рассмотреть ответственность Министра сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР Мурашева Н.
2.Рассмотреть ответственность депутата Жогорку Кенеша КР Кулбаракова А., главы местной государственной администрации, глав айыл окмоту Жумгальского района.
3.Рассмотреть нарушения, допущенные в ходе голосования 15 октября 2017 года в соответствии с требованиями конституционного Закона.
Рабочая группа по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов Кыргызской Республики Центральной избирательной комиссии (далее – Рабочая группа) 19 октября 2017 года рассмотрела поданное заявление по существу.
В целях объективного рассмотрения и исследования доводов заявителя, дачи им оценки, заявление и прилагаемые материалы были рассмотрены на заседании Рабочей группы с участием Представителя кандидата на должность Президента Кыргызской Республики Бабанова О.Т. Конутаева А.
На заседании Рабочей группы, заявитель подержал свое заявление и требования.
Рассмотрев заявление и приложенные материалы, решение Рабочей группы, Центральная избирательная комиссия отмечает следующее.
Конституционным Законом Кыргызской Республики в целях гарантии свободы выборов установлен порядок деятельности избирательных комиссий, государственных органов по обеспечению свободы выборов, а также порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) избирательных комиссий, нарушающих избирательные права субъектов избирательного процесса.
В соответствии с частью 4 статьи 43 конституционного Закона, решения и (или) действия (бездействие) государственных и иных органов, их должностных лиц, других участников избирательного процесса, нарушающие избирательные права граждан, требования настоящего конституционного Закона, могут быть обжалованы в органы прокуратуры, органы внутренних дел, избирательные комиссии или суд в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
При этом органы внутренних дел проводят работу по рассмотрению заявлений (жалоб), касающихся нарушения общественного порядка, а также заявлений на действия участников избирательного процесса, за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящей части, за которые предусматривается административная или уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами избирательного законодательства, а также рассматривают заявления (жалобы) на их действия, за которые предусматривается административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Избирательные комиссии в пределах полномочий, установленных законодательством, рассматривают заявления на действия участников избирательного процесса, за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящей части, за которые предусматривается административная ответственность в пределах полномочий, установленных законодательством.
С заявлениями (жалобами) на решения и (или) действия (бездействие) государственных и иных органов, их должностных лиц, иных участников избирательного процесса могут обратиться избиратели, кандидаты, политические партии, некоммерческие организации, их представители и наблюдатели. Заявления (жалобы) должны быть мотивированными и представлены вместе с доказательствами, на которых они основываются.
При этом, в соответствии с частями 1, 2, 4-6, 9-11 статьи 44 конституционного Закона, решения и (или) действия (бездействие) избирательных комиссий, их должностных лиц, нарушающие избирательные права субъектов избирательного процесса, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, решения и (или) действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии - в суд.
С заявлениями (жалобами) на решения и (или) действия (бездействие) избирательных комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, политические партии, некоммерческие организации, их представители, наблюдатели.
Решения и (или) действия (бездействие) участковых избирательных комиссий, их должностных лиц, нарушающие избирательные права субъектов избирательного процесса, обжалуются в территориальную избирательную комиссию.
Решения и (или) действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий, их должностных лиц, нарушающие избирательные права субъектов избирательного процесса, обжалуются в Центральную избирательную комиссию.
Решения и (или) действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии обжалуются в суд первой инстанции, решение суда первой инстанции в Верховный суд. Решение Верховного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.
Заявления (жалобы) на принятые решения подаются в течение 3 календарных дней с момента вынесения решения.
Вышестоящая избирательная комиссия оставляет в силе решение нижестоящей избирательной комиссии либо отменяет его и принимает решение по существу заявления (жалобы).
Суд, установив обоснованность заявления (жалобы), признает оспариваемое решение, действие (бездействие) незаконным и отменяет решение Центральной избирательной комиссии либо отказывает в удовлетворении заявления (жалобы), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) является законным.
Принимая во внимание вышеизложенное, Центральная избирательная комиссия отмечает о несоблюдении заявителем порядка обжалования действий государственных и иных органов, их должностных лиц, соответствующих избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса, установленного конституционным Законом.
Вместе с этим, Центральная избирательная комиссия отмечает, что согласно информации, представленной Координационной группой оперативного реагирования Центральной избирательной комиссии, по факту избиения гражданина Матисакова К.М., заявление Матисакова К.М. зарегистрировано в КУП № 899 от 15.10.2017 года в ОВД Ноокенского района Жалал-Абадской области, назначена судебно-медицинская экспертиза и проводится дальнейшая проверка. Данный вопрос находится на контроле Координационной группы оперативного реагирования Центральной избирательной комиссии. Следует отметить, что доводы заявителя о применении физического насилия подлежат подтверждению в ходе следствия в рамках частно-публичного обвинения, в порядке уголовного судопроизводства. В полномочия Центральной избирательной комиссии не входит решение вопросов, которые относятся к компетенции следственных и судебных органов.
Относительно представленных заявителем DVD дисков с аудиозаписью, на которой депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Кулбараков А. якобы договаривается с главой районной государственной администрации Жумгальского района и главой Кабакского айыл окмоту о механизме получения голосов за кандидата на должность Президента Кыргызской Республики от СДПК, Центральная избирательная комиссия отмечает, что в рамках своей компетенции и полномочий не может подтвердить или опровергнуть достоверность представленной аудиозаписи.
При этом, согласно предварительных результатов голосования на избирательном участке № 4124, расположенном на территории Кабакского айыл окмоту Жумгальского района, за кандидата заявителя проголосовало 244 избирателя, за кандидата от СДПК проголосовало 184 избирателя.
Принимая во внимание указанные предварительные результаты голосования, Центральная избирательная комиссия не может согласиться с доводами заявителя о наличии использования административного ресурса, повлиявшего на волеизъявление избирателей. Следует отметить, что доводы, приведенные в заявлении уполномоченного представителя кандидата на должность Президента Кыргызской Республики Бабанова О.Т. Ирискулбекова Э.Б. о применении административного ресурса необоснованны и не имеют причинно-следственной связи.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 43 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах», статьями 7, 18 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», пунктом 1.9 Положения «О порядке рассмотрения избирательными комиссиями заявлений (жалоб) избирателей и иных субъектов (участников) избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике», Решением рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов Кыргызской Республики от 19 октября 2017 года, Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления уполномоченного представителя кандидата на должность Президента Кыргызской Республики Бабанова О.Т. Ирискулбекова Э.Б. о применении административного ресурса в период предвыборной агитации и нарушении требований статей 29-31 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кырггызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» - отказать.
2. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на члена Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, на руководителя Рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдума Кыргызской Республики Асаналиева А.Т.
2. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на члена Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, на руководителя Рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдума Кыргызской Республики Асаналиева А.Т.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Н. ШАЙЛДАБЕКОВА
г. Бишкек 19 октября 2017 года
№ 110
г. Бишкек 19 октября 2017 года
№ 110