ПОЛОЖЕНИЕ «О порядке рассмотрения избирательными комиссиями заявлений (жалоб) избирателей и иных субъектов (участников) избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике»

Утверждено 
постановлением Центральной комиссии
по выборам и проведению референдумов
Кыргызской Республики
от 7 июля 2017 года № 212

1. Общие положения

2. Рассмотрение заявлений (жалоб) участковыми избирательными комиссиями

3. Рассмотрение заявлений (жалоб) территориальной избирательной комиссией/ Центральной избирательной комиссией

4. Электронный Реестр заявлений и жалоб

5. Заключительные положения

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по рассмотрению заявлений (жалоб) избирателей и иных субъектов (участников) избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике, поступивших в период подготовки и проведения выборов и референдумов.

1.2. Настоящее Положение основывается на нормах Конституции Кыргызской Республики, конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (далее - конституционный закон), конституционного Закона Кыргызской Республики «О референдуме Кыргызской Республики» (далее - конституционный закон о референдуме), Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» (далее - закон о выборах депутатов местных кенешей), Закона Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики", и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

1.3. Настоящее Положение не распространяется на:

-обращения, содержащие рекомендации граждан по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, улучшению деятельности избирательных комиссий;

-заявления избирателей, подаваемые в порядке ознакомления со списками избирателей, в соответствии со статьей 15 конституционного Закона;

-заявления (жалобы) субъектов избирательного процесса на решения и (или) действие (бездействие) органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, за которые предусматривается административная и уголовная ответственность, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

1.4. Термины, используемые в Положении:

-избирательные комиссии - Центральная избирательная комиссия, территориальная избирательная комиссия, участковая избирательная комиссия;

-Центральная избирательная комиссия - Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики;

-рабочая группа - рабочая группа по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса территориальной избирательной комиссии/Центральной избирательной комиссии;

-должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию, осуществляющее функции представителя власти, либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольно-ревизионные функции в государственном органе или органе местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Кыргызской Республики и иных воинских формированиях, а также лица, занимающие государственные должности, установленные Конституцией Кыргызской Республики, конституционными Законами Кыргызской Республики для непосредственного исполнения полномочий государственных органов;

-заявление–обращение в письменной, электронной форме, содержащее просьбу субъекта избирательного процесса, о содействии в реализации его избирательных прав или избирательных прав других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, а также нарушениях (недостатках) в деятельности избирательных комиссий, государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц;

-жалоба–обращение, содержащее просьбу субъекта избирательного процесса о восстановлении его нарушенных избирательных прав или законных интересов, либо избирательных прав, или законных интересов других лиц решениями и (или) действиями (бездействием) государственных органов, органами местного самоуправления, и (или) их должностными лицами, а также действиями (бездействиями) иных субъектов (участников) избирательного процесса;

-коллективное обращение-обращение двух и более граждан, обращение организации от имени граждан;

-электронное обращение – обращение заявителя, (лица, подавшего заявление (жалобу)) поступившее на официальный адрес электронной почты Центральной избирательной комиссии (в том числе, поданное через официальный сайт Центральной избирательной комиссии), рассматриваемое в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением;

-субъекты (участники) избирательного процесса - избиратели, кандидаты и их представители, политические партии и их представители, некоммерческие организации и их наблюдатели, группа «за» и их представители, группа «против» и их представители, члены избирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления;

-представители кандидатов, политических партий, групп «за», групп «против» - представители в избирательной комиссии, уполномоченные представители, доверенные лица, наблюдатели кандидатов, политических партий.

1.5. Деятельность избирательных комиссий по рассмотрению заявлений (жалоб) осуществляется на принципах законности, гласности, открытости, независимости, коллегиальности, справедливости, равенства всех субъектов (участников) избирательного процесса.

1.6. Заявления (жалобы) подаются субъектами (участниками) избирательного процесса.

С заявлениями (жалобами) на решения и (или) действия (бездействие) государственных и иных органов, их должностных лиц, иных участников избирательного процесса могут обратиться избиратели, кандидаты, политические партии, некоммерческие организации, их представители и наблюдатели. Заявления (жалобы) должны быть мотивированными и представлены вместе с доказательствами, на которых они основываются.

1.7. Заявления (жалобы) должны содержать:

-наименование избирательной комиссии, в которую направляется заявление (жалоба);

-фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) лица подавшего заявление (жалобу);

-почтовый адрес лица, подавшего заявление (жалобу), по которому должен быть направлен ответ, контактные данные;

-суть предполагаемого нарушения, решение, действие (бездействие) на которое подается заявление (жалоба);

-требования лица подавшего заявление (жалобу);

-личная подпись лица, подавшего заявление (жалобу) и дата подписания заявления (жалобы).

Заявление (жалоба) субъекта (участника) избирательного процесса должны быть обоснованными, с приложением доказательств, подтверждающие доводы лица, подавшего заявление (жалобу).

Субъекты (участники) избирательного процесса могут руководствоваться образцом формы заявления (жалобы) - Приложение №1 к настоящему Положению.

1.8. Все заявления (жалобы), поступившие в избирательные комиссии, в том числе поступившие посредством электронной почты и через официальный сайт Центральной избирательной комиссии, подлежат обязательной регистрации соответствующими избирательными комиссиями в журнале входящей корреспонденции в день поступления.

1.9. Заявления (жалобы) о нарушении избирательных прав подаются субъектами (участниками) избирательного процесса в соответствующую избирательную комиссию незамедлительно, с момента, когда им стало известно о нарушении их избирательных прав, принятия решения, совершении действия (бездействия), но не позднее 2 календарных дней.

Заявления (жалобы) на решения избирательных комиссий об установлении итогов голосования и определении результатов выборов, в том числе об утверждении соответствующих протоколов, подаются в течение 3 календарных дней с момента установления итогов голосования или определения результатов выборов.

Исчисление срока на обращение с заявлением (жалобой) и его рассмотрение, в соответствии с настоящим Положением, начинается на следующий день после дня принятия решения, совершения действия (бездействия), поступления заявления (жалобы).

Заявления (жалобы) о нарушении избирательных прав, а также на решения (протокол) избирательных комиссий об установлении итогов голосования и определении результатов выборов подаются и рассматриваются в соответствии с разделами 2-3 настоящего Положения.

Заявление (жалоба), поданная неуполномоченным лицом, либо в нарушение сроков подачи заявления (жалобы), указанных в настоящем пункте не рассматриваются избирательными комиссиями и возвращаются лицу, подавшему заявление (жалобу) не позднее трех календарных дней, сопроводительным письмом с указанием причин отказа в рассмотрении, за подписью руководителя Рабочей группы.

Сроки подачи заявлений (жалоб), установленные конституционным Законом восстановлению не подлежат.

1.10. Решения избирательных комиссий по итогам рассмотрения заявления (жалобы) субъектов избирательного процесса должны быть законными и обоснованными.

Решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Избирательные комиссии могут руководствоваться образцом формы решения - Приложение №2 к настоящему Положению.

В вводной части решения указываются: время и место вынесения решения; наименование избирательной комиссии, вынесшей решение; лицо, подавшее заявление (жалобу); лицо, орган чьи решение, действие (бездействие) обжалуются; предмет и заявленное требование.

Описательная часть решения должна содержать указание на требование лица, подавшего заявление (жалобу), возражения лица, органа чьи решение, действие (бездействие) обжалуются.

В мотивировочной части решения указываются:

1) установленные по делу факты, доказательства, на которых основаны выводы избирательной комиссии, и аргументы, по которым приняты либо отвергнуты те или иные доказательства;

2) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовалась избирательная комиссия;

3) юридическая оценка установленных обстоятельств дела;

4) выводы избирательной комиссии относительно обоснованности заявления (жалобы).

Резолютивная часть решения избирательной комиссии должна содержать вывод избирательной комиссии об удовлетворении заявления (жалобы) или об отказе в удовлетворении заявления (жалобы) - полностью или в части, сущность решения, указание на срок и порядок обжалования решения.

1.11. Решения по итогам рассмотрения заявления (жалобы) субъектов (участников) избирательного процесса оформляется на государственном и официальном языках Кыргызской Республики.

Ответы на заявления (жалобы) субъектов избирательного процесса удовлетворяются в форме, в которой было направлено заявление (жалоба).

2. Рассмотрение заявлений (жалоб) участковыми избирательными комиссиями

2.1. Заявления (жалобы) на нарушения во время голосования в день предшествующий дню голосования (голосование вне помещения для голосования), в день голосования, а также на нарушения при подсчете голосов избирателей, подаются субъектами (участниками) избирательного процесса незамедлительно в участковую избирательную комиссию с момента, когда им стало известно о нарушении их избирательных прав, принятии решений.

Участковая избирательная комиссия (далее УИК) рассматривает заявления (жалобы) на нарушения во время голосования в день предшествующий дню голосования (голосование вне помещения для голосования), в день голосования, а также на нарушения при подсчете голосов избирателей.

После регистрации заявления (жалобы) передаются председателю УИК.

2.2. По поступившим заявлениям (жалобам), решения участковой избирательной комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов от установленного числа членов участковой избирательной комиссии. 

2.3. Все заявления (жалобы), предусмотренные в частях 12-13 статьи 31 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», в частях 12-13 статьи 32 конституционного Закона «О референдуме Кыргызской Республики», в частях 17-18 статьи 31 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» должны быть рассмотрены незамедлительно после их поступления. Иные заявления (жалобы) рассматриваются участковой избирательной комиссией после проведения подсчета голосов на итоговом заседании.

Участковая избирательная комиссия обязана рассмотреть каждое заявление (жалобу) и принять решение по каждому из них.

Принятое решение участковой избирательной комиссии незамедлительно выдаётся лицу, обратившемуся с заявлением (жалобой), а также лицу, органу, чьи решения, действия (бездействия) обжалуются.

2.4. После подведения итогов голосования, все рассмотренные заявления (жалобы) должны быть отражены участковой избирательной комиссией в Реестре о фактах нарушения прав избирателей, который вместе с иными избирательными документами передается в вышестоящую избирательную комиссию.

Решение, действие (бездействие) участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в соответствующую территориальную избирательную комиссию незамедлительно, с момента, когда субъекту (участнику) стало известно о нарушении их избирательных прав, совершении действия (бездействия), но не позднее 2 календарных дней.

3. Рассмотрение заявлений (жалоб) территориальной избирательной комиссией/ Центральной избирательной комиссией

3.1. Территориальная избирательная комиссия рассматривает заявления (жалобы) на:

-решения, действия (бездействия) участковых избирательных комиссий, их членов;

-решения (протокол) участковых избирательных комиссий об установлении итогов голосования;

-решения, действия (бездействия) субъектов (участников) избирательного процесса.

3.2. Центральная избирательная комиссия рассматривает заявления (жалобы) на:

-решения, действия (бездействия) территориальных избирательных комиссий, их членов;

-решения (протокол) территориальных избирательных комиссий о подведении итогов голосования;

-решения, действия (бездействия) субъектов (участников) избирательного процесса.

3.3. Сроки рассмотрения заявлений (жалоб).

Заявления (жалобы) рассматриваются территориальной избирательной комиссией/ Центральной избирательной комиссией:

-в 3-х дневный срок с момента поступления заявления (жалобы);

-в случаях если факты, содержащиеся в заявлениях (жалобах), поступивших в ходе подготовки выборов и референдума, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 5-дневный срок.

-поступившие в день голосования или в день, предшествующий дню голосования, подлежат рассмотрению немедленно.

3.4. После регистрации в территориальной избирательной комиссии/Центральной избирательной комиссии заявления (жалобы) незамедлительно передаются на рассмотрение Рабочей группы.

Рабочая группа осуществляет предварительное рассмотрение заявления (жалобы) и выносит проект решения территориальной избирательной комиссии/Центральной избирательной комиссии на заседание территориальной избирательной комиссии/Центральной избирательной комиссии.

Решение Рабочей группы носит рекомендательный характер, каждое заявление (жалоба) рассматривается территориальной избирательной комиссией/Центральной избирательной комиссией - по существу.

3.5. Порядок деятельности Рабочей группы регулируется положением, утверждаемым Центральной избирательной комиссией.

3.6. Заявления (жалобы) рассматриваются территориальной избирательной комиссией/ Центральной избирательной комиссии на заседании.

О дне, времени и месте рассмотрения заявления (жалобы) в обязательном порядке извещаются (по электронной почте, в письменном виде, телефонной связью):

-лицо, подавшее заявление (жалобу), и (или) его представители,

-лицо, орган, чье решение, действие (бездействие) обжалуются,

-другие заинтересованные стороны и (или) их представители.

Соответствующий отдел аппарата Центральной избирательной комиссии (секретарь территориальной избирательной комиссии)  составляет акт об извещении каждого лица, приглашенного на заседание по рассмотрению заявления (жалобы).

3.7. При рассмотрении заявления (жалобы) территориальные избирательные комиссии/Центральная избирательная комиссия должны исследовать все имеющиеся доказательства и дать им оценку, заслушать как лицо, подавшее заявление (жалобу), и (или) его представителей, так и лицо, орган решение, действие (бездействие) которого обжалуется, а в случае необходимости иные заинтересованные стороны или их представители.

При рассмотрении заявления (жалобы) территориальной избирательной комиссией/Центральной избирательной комиссией лицо, подавшее заявление (жалобу) и (или) их представители, так и лица, орган решение, действие (бездействие) которого обжалуется вправе представить свою позицию с приложением документов, подтверждающих доводы.

3.8. По результатам рассмотрения заявления (жалобы) территориальная избирательная комиссия/Центральная избирательная комиссия, в пределах своих полномочий, может принять одно из следующих решений:

-оставить в силе решение нижестоящей избирательной комиссии;

-отменить решение нижестоящей избирательной комиссии полностью либо в части и принять решение по существу заявления (жалобы);

-отказать в удовлетворении заявления (жалобы) об обжаловании действия (бездействия);

-о признании несоответствующим закону действия (бездействие) субъекта (участника) избирательного процесса и об обязывании лица, органа действия (бездействие) которых обжалуется совершить определенные действия.

3.9.Член территориальной избирательной комиссии/Центральной избирательной комиссии, имеющий особое мнение, по решению, принятому территориальной избирательной комиссией/Центральной избирательной комиссией, либо не согласный с принятым решением, вправе в письменной форме выразить особое мнение, которое должно быть отражено в протоколе заседания и приложено к нему.

Особое мнение члена Центральной избирательной комиссии рассматривается в порядке, установленном частью 7 статьи 18 закона Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики".

3.10. Принятое территориальной избирательной комиссией/Центральной избирательной комиссией решение незамедлительно предоставляется заявителю, а также лицу, органу, чьи решения, действия (бездействие) обжалуются.

В случае обжалования решений, действий (бездействий) избирательных комиссий, копия решения незамедлительно направляется в соответствующую нижестоящую избирательную комиссию.

3.11. Принятое территориальной избирательной комиссией решение незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию.

Все рассмотренные территориальной избирательной комиссией заявления (жалобы) должны быть отражены в Реестре о фактах нарушения прав избирателей (в бумажном экземпляре, а также на официальном сайте Центральной избирательной комиссии), при этом, бумажный экземпляр Реестра передается в Центральную избирательную комиссию на ежедневной основе.

3.12. Принятое Центральной избирательной комиссией решение незамедлительно размещается на официальном сайте Центральной избирательной комиссии.

4. Электронный Реестр заявлений и жалоб

4.1. Информация о поступивших в избирательные комиссии заявлениях (жалобах) и принятых по ним решениям в обязательном порядке размещается на официальном сайте Центральной избирательной комиссии в разделе Реестр заявлений и жалоб (далее – электронный Реестр).

4.2. Электронный Реестр создан Центральной избирательной комиссией в целях обеспечения открытости, гласности деятельности избирательных комиссий, информирования субъектов (участников) избирательного процесса, а также иных заинтересованных лиц о рассмотренных избирательными комиссиями заявлениях (жалобах).

4.3. Все зарегистрированные заявления (жалобы) в территориальной избирательной комиссии/Центральной избирательной комиссии отражаются в Реестре заявлений (жалоб) на официальном сайте Центральной избирательной комиссии не позднее пяти календарных дней с момента регистрации. Реестр заявлений (жалоб)  участковых избирательных комиссий отражается, на сайте Центральной избирательной комиссии не позднее пяти календарных дней после подведения итогов.

4.4. Электронный Реестр содержит следующую информацию:

-наименование избирательной комиссии, рассмотревшей заявление (жалобу);

-инициалы лица, подавшего заявление (жалобу), и (или) его представителя,

-дата поступления заявления (жалобы);

-краткое содержание заявления (жалобы);

-решение избирательной комиссии по результатам рассмотрения заявления (жалобы), при этом, в соответствующем разделе электронного Реестра размещается как краткое содержание принятого решения, так и прикрепляется текст указанного решения избирательной комиссии;

-решение суда первой инстанции и Верховного суда Кыргызской Республики, в случае, если решение Центральной избирательной комиссии было обжаловано в суде. При этом в соответствующем разделе электронного Реестра размещается как краткое содержание принятого решения, так и прикрепляется текст указанного решения суда.

5. Заключительные положения

5.1. Все принятые территориальной избирательной комиссией/Центральной избирательной комиссией решения по поступившим заявлениям (жалобам) в обязательном порядке передаются для хранения в соответствующий отдел Центральной избирательной комиссии.

5.2. Материалы, связанные с рассмотрением заявлений (жалоб), подлежат хранению в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.