Антикоррупционные меры в  избирательной системе Кыргызской Республики

Антикоррупционные меры в  избирательной системе Кыргызской Республики.

 

9 февраля 2020 года Международный день борьбы с коррупцией, день когда более 173 государств приняли на себя обязательство по внедрению антикоррупционных мер в области законодательства, государственных институтов и правоприменения.

Каждое из государств-участников, подписавших Конвенцию Организации Объединенных Нации против коррупции, призвано в соответствии с принципами честности, ответственности и прозрачности разрабатывать и проводить политику по противодействию и предупреждению коррупции, повышать эффективность работы существующих институтов, антикоррупционных мер, а также развивать сотрудничество по борьбе с коррупцией на международном и региональном уровне.

Во исполнение указов Президента Кыргызской Республики «О государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики и мерах по противодействию коррупции» от 02 февраля 2012 года, «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти», от 12 ноября 2013 года, Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики с 2015 года начала работу по борьбе с коррупцией и реформированию системы избирательного процесса.

При реформировании избирательной системы Кыргызской Республики было уделено внимание, прежде всего, исключению коррупционных основ в выборном процессе и референдуме. Это являлось важной задачей, как для самой системы комиссий, так и для легитимизации выборных органов.

Именно наличие коррупционных основ при определении итогов голосования и результатов выборов являлось главной причиной недоверия граждан, искажающих картину голосования и приводивших к кризисам и революционным сменам власти.

проведены мероприятия по реформированию и выработке новых подходов к организации и проведению выборов в Кыргызской Республики:

1. С целью достижения прозрачности и достоверности при проведении выборов в Кыргызской Республики, исключения любых коррупционных рисков, ЦИК КР была успешно применена новая избирательная модель, предусматривающая составление списков избирателей и их идентификацию на основе биометрических данных и автоматический подсчет голосов избирателей с использованием автоматически считывающих урн (АСУ). Новые избирательные технологии были разработаны ЦИК совместно с международным агентством по сотрудничеству Южной Кореи. Использование указанных инноваций на выборах позволило каждому гражданину КР получить всю информацию о ходе и итогах голосования на выборах, информацию о явке избирателей в день голосования, о предварительных результатах выборов в разрезе УИКов и ТИКов, о кандидатах, принимавших участие на выборах, проверить себя в списках, ознакомиться с качественным составом избирательных участков .Благодаря внедрению новой избирательной модели стало возможным использование нормативного регулирование государственного портала избирателей – tizme.srs.kg., проведению кардинальной актуализации адресного регистра, как компонента базы списка избирателей, внедрению программы ГИСАР – Геоинформационной системы адресного регистра.

2. Использование указанной инновационной модели проведения выборов в Кыргызской Республики стало возможным после принятия конституционных Законов Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики», «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», «О референдуме Кыргызской Республики».

 Новая модель избирательного процесса прошла успешную апробацию при проведении выборов в Кыргызской Республики с 2015 по октябрь 2020 года (референдум Кыргызской Республики. выборы депутатов местных городских и айыльных кенешей Кыргызской Республики, выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики). Внедрение новых технологий, позволило практически ликвидировать основу для коррупции - исключить возможность фальсификации участия в выборах и итогов голосования со стороны органов управления выборным процессом.

3.Одним из важных показателей прозрачности и достоверности проведения выборов в Кыргызской Республике стала оперативная передача данных ручного подсчета голосов избирателей и графических копий протоколов об итогах голосования на сайт ЦИК КР, а также скайн-версий протоколов УИКов АСУ и протоколов ГРС КР, что позволило исключить возможность фальсификаций и несанкционированных сбросов бюллетеней в процессе выборов, а также произвести анализ данных отчетов по идентификации избирателей и протоколов об итогах голосования, составленных участковыми избирательными комиссиями на основании ручного подсчета бюллетеней.

4.Однако в период выборов в средствах массовой информации и социальных сетях активно обсуждались факты подкупа кандидатами и политическими партиями голосов избирателей, которые осознав невозможность оказания влияния на членов избирательных комиссий через административный ресурс, использовали методы грязных технологий. Отсутствие достаточных правовых механизмов в действующем законодательстве не позволяет на сегодня эффективно противодействовать подкупу. По обращению ряда НПО, поддержанной главой государства, в рамках Рабочей группы по совершенствованию избирательного законодательства был выработан пакет предложений, который отчасти был принят, но требует продвижения в парламент страны. При этом, в целях противодействия подкупу голосов избирателей Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов КР в сотрудничестве с НПО при поддержке СМИ, была проведена информационная компания «Нет подкупу!» и «Мой голос не продается!». В рамках работы по улучшению политической культуры избирательного процесса ЦИК будет продолжена работа по комплексному противодействию подкупу, как преступлению, разрушающему моральные устои и наносящему урон огромным усилиям по реформированию выборной системы и укреплению доверия граждан к институту выборов.

5. В период подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Президента Кыргызской Республики ЦИКом был разработан и использован новый модуль обучения, направленный на повышение профессионального уровня членов избирательных комиссий и профилактике нарушений при организации избирательного процесса. Программа обучения включала такие основные разделы, как изучение и анализ последних изменений в законодательстве КР по организации и проведению выборов, формы идентификации избирателей по биометрическим данным, сканирование и передача протокола об итогах голосования по автоматически считывающим урнам (АСУ), поэтапную деятельность избирательных комиссий, а также блоки по работе со списками избирателей, с избирательными бюллетенями. По новому модулю обучения приняли участие на тренингах более 700 членов из 54 территориальных избирательных комиссий, а также более 23000 членов избирательных участков из образованных 2 375 УИК. Кроме этого семинары и тренинги были организованы для представителей политических партий Кыргызской Республики по вопросам участия в избирательной кампании по выборам Президента Кыргызской Республики, для уполномоченных представителей кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики по выборам, по финансовым вопросам, по избирательным спорам, для журналистов государственных и региональных СМИ о методиках освещения избирательного процесса, PR- служб штабов кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики по правилам ведения предвыборной агитации. На выездных семинарах по теме «Взаимодействия правоохранительных органов по противодействию подкупа избирателей и организации вопроса безопасности во время выборов», приняли участие более 400 руководителей правоохранительных органов из всех регионов страны. В семинаре по разрешению избирательных споров участвовали судьи Верховного суда, Первомайского и Межрайонного суда.

В сентябре, декабре 2020 года по новой методике обучения в 7 областных центрах Кыргызской Республики были проведены семинары для 500 специалистов групп технической поддержки (ГТП), автоматически считывающих урн (АСУ) и оборудования по идентификации. ЦИК совместно с Международным фондом избирательных систем (IFES) был разработан специальный модуль ТОТ (тренинг для тренеров) в г. Бишкек и в г. Ош, где тренеры получили возможность подготовиться к предстоящим плановым обучениям, обменяться опытом и знаниями. В настоящее время в ЦИК подготовлены квалифицированные кадры, 10 международно-сертифицированных экспертов, обладающих необходимыми знания и навыками для проведения обучений операторов АСУ и технических специалистов по ИИС по всей стране.

6.Достигнуто эффективное взаимодействие ЦИК с нижестоящими избирательными комиссиями. Для своевременного оказания методической и практической помощи, осуществления профилактической работы с комиссиями были отработаны 2 вида связи с ЦИК: связь посредством планшетов, 900 штук из которых были раннее выданы для отдаленных УИК и непосредственный контакт руководства и членов ЦИК с председателями и секретарями участковых комиссий. Регулярные встречи и проведение разъяснительных бесед продемонстрировали свою эффективность в период выборов в стране, когда многие участковых комиссий сработали без нарушений процедур голосования. В настоящее время увеличены сроки полномочий составов ТИК и УИК с 2-х лет до 5-ти, с целью улучшения компетенции и сокращения финансовых расходов на регулярное обучение членов избирательных комиссий.

7.В целях исключения попыток подкупа членов избирательных комиссий, снижения текучести кадров, руководством ЦИК была проведена работа по улучшению функционирования комиссий в период проведения выборов. Согласно Постановлению Правительства Кыргызской Республики №242 от 26 апреля 2017 года, были установлены размеры вознаграждений членам избирательных комиссий, своевременно выплаченные им в сумме 58,6 млн. сомов. Также одним из важных принятых мер, направленных на повышение мотивации и стимулирования, явилось установление дифференцированной оплаты труда бухгалтерам комиссий с учетом имеющихся нагрузок. Данные нововведения позволили сохранить качественный состав участковых комиссий с 23% на конец 2016 года до 7% в августе 2020 года.

8.В целях исключения коррупционных рисков, а также совершенствования знаний членов комиссий в области избирательного процесса, Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов КР совместно с ОБСЕ в Кыргызстане были изданы материалы, регламентирующие организацию и проведение избирательного процесса: Закон КР «О выборах депутатов местных кенешей», Закон КР «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», календарные планы мероприятий по выборам депутатов местных кенешей, Инструкция «О порядке формирования, учета и поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидатов и политических партий при проведении выборов депутатов местных кенешей», Положение «О статусе представителя кандидата, политической партии при выборах депутатов местных кенешей»,Положение «О рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, достоверности данных, содержащихся в сведениях, представляемых кандидатами и политическими партиями при проведении выборов депутатов местных кенешей», методические пособия для сотрудников прокуратуры и органов внутренних дел по ихюридической ответственности при проведении выборов.

9. Координационная группа оперативного реагирования, целью которой являлась координация и оперативное реагирование на возможные нарушения в день голосования, провела большую работу по каналам правоохранительных органов, избирательных комиссий, СМИ, гражданского общества, по телефону «горячей линии». С началом выборного процесса своевременно осуществляла периодическое информирование граждан о состоянии работы с нарушениями, проводила оценку поступающих заявлений и жалоб о правонарушениях, оперативно направляла их в соответствующие правоохранительные органы, в компетенцию которых входило рассмотрение и принятие соответствующих решений. При взаимодействии с органами внутренних дел принимала срочные меры по обеспечению безопасности и общественного порядка, а также пресечению подкупа избирателей, действий, нарушающих избирательные права граждан или мешающих работе избирательной комиссии. В день голосования КГОР осуществляла общую координацию правоохранительных органов по реагированию на правонарушения, тесно взаимодействовало с избирательными комиссиями при выявлении и устранении нарушений избирательного законодательства.

10.Контрольно-ревизионная группа Центральной избирательной комиссии

была создана для контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных из республиканского бюджета избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики, избирательных фондов политических партий, для проверки финансовых отчетов. В целях выполнения основных задач КРГ в период выборов осуществляла проверку соблюдения комиссиями, кандидатами, политическими партиями законодательства Кыргызской Республики, нормативно – правовых актов ЦИК, регулирующих финансирование выборов, проверку финансовых отчетов кандидатов, политических партий, установления их соответствия первичным финансовым документам, контроль за возвратом остатков неизрасходованных денежных средств избирательных фондов кандидатами, политическими партиями после завершения выборов, проведение проверок на предприятиях, банках и иных кредитно-финансовых учреждениях, независимо от форм собственности, по вопросам, касающимся финансирования избирательных кампаний.Анализ проверок, проведенных КРГ ЦИК в период выборов показал, о необходимости внесений изменений в законодательство КР по установлению лимитов в избирательные фонды кандидатов и политических партий, в связи неограниченностью поступающих финансовых средств и активизацией процесса подкупа избирателей, проводимых агитаторами кандидатов и политических партий. Также отметила о важности принятия мерпо вопросу уменьшения сумм максимально допустимых размеров финансовых взносов в виде добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов и политических партий, так как основная часть этих финансовых средств являлась источником для осуществления подкупа голосов избирателей. Кроме этого, КРГ указала на важность принятия Программы совместных действий с органами Финполиции, финразведки, АКС ГКНБ КР по осуществлению контроля за источниками поступления средств в избирательные фонды, и за организацией учета этих средств, и использованием финансовых средств кандидатов и политических партий, а также по проведению мониторинга выпускаемых агитационных материалов в СМИ кандидатами и политическими партиями, в целях выявления фактических затрат финансовых средств из фондов кандидатов и политических партий.

Избирательная система Кыргызстана находится в процессе реформирования и поиска эффективных форм и методов по исключению любых правонарушений в период подготовки и проведения выборов в стране, по предупреждению и пресечению коррупционных проявлений в избирательном процессе. Сейчас пройден первый и наиболее важный этап, внедривший процедуры и порядок голосования, позволившие вернуть доверие к институту выборов.

Анализ проведенной работы Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики указал на важность продолжения работы по совершенствованию избирательного процесса и принятию мер по противодействию коррупции, в вопросах:

         -  Внесения изменений в законодательство КР по установлению лимитов в избирательные фонды кандидатов и политических партий, в связи неограниченностью поступающих финансовых средств и активизацией процесса подкупа избирателей, проводимых официальными лицами кандидатов и политических партий;

-По выработке мер, направленных на уменьшение сумм максимально допустимых размеров финансовых взносов в виде добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов и политических партий.

-По разработке Программ совместных действий КРГ ЦИК с органами Финполиции, финразведки, АКС ГКНБ КР для осуществления контроля за источниками поступления средств в избирательные фонды, за организацией учета этих средств и использованием финансовых средств кандидатов и политических партий;

-По проведению мониторинга выпускаемых агитационных материалов в СМИ кандидатами и политическими партиями, в целях выявления фактических затрат финансовых средств из фондов кандидатов и политических партий;

- По внесению изменений в Положения о вознаграждении членов комиссии, о переводе на безналичную форму выплат вознаграждений членам комиссий;

         - По увеличению средств на транспортные расходы комиссий, с отменой расходов на аренду автотранспортных средств для избирательных комиссий;

         - По переводу на безналичные формы расчетов денежных средств, выделяемых на суточные и питание для членов комиссий;

-проведения мероприятия по обеспечению открытости и доступности осуществляемых закупок, а также реализации мер по обеспечению прав и законных интересов участников закупок;

-совершенствования механизмов реализации принципа гласности и прозрачности в работе ЦИК КР, внесении соответствующих корректив в должностные регламенты государственных служащих с учетом необходимости внедрения антикоррупционных стандартов;

- осуществлению контроля за соблюдением государственными служащими ЦИК КР ограничений и запретов, установленных Законами КР «О противодействии коррупции», «О государственной службе КР»;

-совершенствованию механизмов взаимодействия институтов гражданского общества с избирательными комиссиями;

-осуществлению работы по формированию у служащих ЦИК КР отрицательного отношения к коррупции с привлечением к данной работе представителей институтов гражданского общества;

-обеспечению функционирования «телефона доверия», позволяющего гражданам сообщать о ставших известными им фактах коррупции, причинах и условиях, способствующих их совершению;

-оформлению и поддержанию в актуальном состоянии специального информационного стенда.