ПОЛОЖЕНИЕ об обеспечении избирательных прав граждан, находящихся за рубежом
Утверждено постановлением
Центральной комиссии
по выборах и проведению референдумов
Кыргызской Республики
от 1 августа 2025 года № 48
ПОЛОЖЕНИЕ
об обеспечении избирательных прав граждан, находящихся за рубежом
1. Общие положения
1. Настоящее Положение об обеспечении избирательных прав граждан, находящихся за рубежом (далее – Положение) определяет порядок реализации избирательных прав граждан Кыргызской Республики, проживающих или находящихся за ее пределами.
2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, конституционными законами Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О референдуме Кыргызской Республики», «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики», а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации и проведения выборов и референдумов, международными избирательными стандартами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
3. Нормы настоящего Положения применяются и распространяются при подготовке, проведении выборов Президента, депутатов Жогорку Кенеша и референдума Кыргызской Республики.
4. Граждане Кыргызской Республики, проживающие или находящиеся за ее пределами, реализуют свои права избирать и быть избранными при соблюдении требований, установленных конституционными Законами Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О референдуме Кыргызской Республики».
В день голосования за пределами Кыргызской Республики имеют право голосовать только граждане, включенные в список избирателей, участников референдума, прошедших биометрическую регистрацию.
На выборах Президента и референдума избиратели, участники референдума проживающие или находящиеся за пределами территории Кыргызской Республики, считаются приписанными к единому республиканскому избирательному округу.
На выборах депутатов Жогорку Кенеша избиратели, проживающие или находящиеся за пределами Кыргызской Республики, приписываются к многомандатным избирательным округам на территории Кыргызской Республики.
5. При подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Жогорку Кенеша, референдума сведения об избирателях, проживающих и находящихся за пределами Кыргызской Республики, вставших на консульский (временный консульский) учет и прошедших биометрическую регистрацию, составляются руководителями соответствующих дипломатических представительств и консульских учреждений, передаются через государственный орган, ведающий вопросами иностранных дел (далее – Министерство иностранных дел), в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральную избирательную комиссию) не позднее 85 календарных дней до дня голосования, для определения количества оборудования идентификации избирателей, необходимого для установки на избирательных участках, находящихся за пределами Кыргызской Республики.
Руководители соответствующих дипломатических представительств и консульских учреждений Кыргызской Республики за рубежом в период подготовки и проведения выборов и референдумов ежедневно передают в Центральную избирательную комиссию через Министерство иностранных дел сведения об избирателях, вставших на консульский (временный консульский) учет и прошедших биометрическую регистрацию.
За 12 календарных дней до дня голосования Министерство иностранных дел прекращает передачу в Центральную избирательную комиссию сведений об избирателях, указанных в настоящем пункте.
Для избирателей, проживающих или находящихся за пределами Кыргызской Республики, включенных в список избирателей, но не имеющих возможности голосовать на избирательном участке по месту постоянной регистрации, для обеспечения реализации активного избирательного права граждан может применяться порядок дистанционного голосования. Данный порядок определяется Центральной избирательной комиссией.
6. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
7. Граждане Кыргызской Республики, проживающие или находящиеся за ее пределами, голосуют на избирательных участках, образуемых по предложению Министерства иностранных дел, по согласованию с соответствующими органами страны аккредитации, как правило, на территории загранучреждений Кыргызской Республики.
2. Деятельность заграничных учреждений Кыргызской Республики по обеспечению реализации избирательных прав граждан
8. Избирательные права граждан Кыргызской Республики, проживающих или находящихся за ее пределами в период выборов, обеспечиваются Министерством иностранных дел через свои загранучреждения.
9. Руководители загранучреждений:
– ведут учет избирателей, проживающих и находящихся за пределами Кыргызской Республики, прошедших биометрическую регистрацию и вставших на (временный консульский) консульский учет;
– осуществляют сбор биометрических данных граждан Кыргызской Республики, находящихся или проживающих за ее пределами, и их передачу уполномоченному государственному органу в сфере регистрации и документирования населения;
– организуют работу по образованию избирательных участков как правило, на территории загранучреждений Кыргызской Республики с выделением помещений для их размещения и оборудования, содействуют в формировании участковых избирательных комиссий в соответствии
с требованиями законодательства;
– ведут информационно-разъяснительную работу среди граждан Кыргызской Республики, обеспечивают размещение на официальных сайтах и информационных площадках Министерства иностранных дел, загранучреждений информацию об образованных за пределами Кыргызской Республики избирательных участках, порядке участия в выборах граждан, проживающих или находящихся за пределами Кыргызской Республики, информацию о кандидатах, участвующих в выборах;
– оказывают содействие участковым избирательным комиссиям, образованным за пределами Кыргызской Республики, в том числе в доставке избирательных документов, оборудования для голосования
и в других организационно-технических вопросах (обеспечение связи и др.);
– создают равные условия субъектам избирательного процесса в ходе подготовки и проведения выборов, референдума Кыргызской Республики;
– осуществляют иную деятельность по содействию в организации и проведении выборов, референдума в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
3. Образование избирательных участков за пределами Кыргызской Республики
10. Избирательные участки за пределами Кыргызской Республики при проведении выборов Президента, референдума образуются Бишкекской территориальной избирательной комиссией, при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша – соответствующей окружной избирательной комиссией города Бишкек, по предложению Министерства иностранных дел, согласованному с компетентными органами страны аккредитации, как правило, на территории загранучреждений Кыргызской Республики на период подготовки и проведения выборов и утверждаются Центральной избирательной комиссией.
11. Согласно конституционному Закону Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», норма, касающаяся предельного количества избирателей, как правило, (3000) на одном участке, не применяется при образовании избирательных участков за пределами Кыргызской Республики.
12. В случае если на одной территории количество избирателей, проживающих или находящихся за пределами Кыргызской Республики, превышает количество избирателей, установленное законодательством, по предложению Министерства иностранных дел и по согласованию с компетентными органами страны аккредитации могут быть образованы два и более избирательных участков в одном помещении.
13. Информация об избирательных участках, образованных за пределами Кыргызской Республики, размещается на сайтах Центральной избирательной комиссии, как правило, загранучреждений и представительств государственных органов Кыргызской Республики за рубежом, аккредитованных в стране пребывания, не позднее 5 календарных дней со дня их утверждения.
4. Порядок формирования и деятельность участковых избирательных комиссий за пределами Кыргызской Республики
14. Полномочия территориальной избирательной комиссии по организации и проведению выборов Президента и референдума за пределами Кыргызской Республики исполняет Бишкекская территориальная избирательная комиссия.
Полномочия окружной избирательной комиссии по организации и проведению выборов депутатов Жогорку Кенеша за пределами Кыргызской Республики по решению Центральной избирательной комиссии возлагаются на одну из окружных избирательных комиссий по городу Бишкек.
15. Участковые избирательные комиссии за пределами Кыргызской Республики при проведении выборов Президента, референдума формируются Бишкекской территориальной избирательной комиссией, при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша – соответствующей окружной избирательной комиссией по городу Бишкек, по предложению Министерства иностранных дел на период подготовки и проведения выборов.
16. В связи с особенностями организации подготовки и проведения выборов за пределами Кыргызской Республики, требования Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики» в части количественного и качественного состава избирательных комиссий не применяются при образовании участковых избирательных комиссий.
17. Составы участковых избирательных комиссий могут формироваться из числа граждан, проживающих или находящихся за пределами Кыргызской Республики, сотрудников загранучреждений, а также представителей политических партий.
18. Срок полномочий участковой избирательной комиссии начинается со дня ее первого заседания и прекращается с момента официального опубликования результатов выборов.
5. Списки избирателей за пределами Кыргызской Республики
19. Форма, вид и порядок представления сведений об избирателях, проживающих или находящихся за пределами Кыргызской Республики, прошедших биометрическую регистрацию и вставших на (временный консульский) консульской учет, определяются иным нормативным актом Центральной избирательной комиссии.
20. Предварительный список избирателей публикуется на государственном портале «Тизме» за 80 календарных дней до дня голосования.
6. Ознакомление со списками избирателей
21. Избиратель и участник референдума в случае обнаружения любой ошибки или неточности, а также отсутствия его в предварительном списке избирателей вправе обратиться не позднее 15 календарных дней до дня голосования в соответствующую участковую избирательную комиссию
и подать заявление в электронном виде через сервис «Кабинет избирателя» на государственном портале с авторизацией в установленном законодательством порядке.
Контрольный список избирателей и участников референдума публикуется на государственном портале «Тизме» за 30 календарных дней до дня голосования.
Окончательный список избирателей публикуется на государственном портале «Тизме» не позднее 7 календарных дней до дня голосования.
Избиратель, проживающий и находящийся за пределами Кыргызской Республики, имеет возможность проверить себя в предварительном, контрольном и окончательном списках избирателей и участников референдума на Государственном портале избирателей «Тизме».
7. Получение и доставка избирательных документов и оборудований
22. Министерство иностранных дел во взаимодействии с Центральной избирательной комиссией организуют доставку избирательных оборудований (устройств идентификации с принтером, автоматически считывающих урн) и документации в участковые избирательные комиссии, образованные за пределами Кыргызской Республики.
23. Центральная избирательная комиссия организует следующие тренинги для членов участковых избирательных комиссий, образованных за пределами Кыргызской Республики:
– по порядку организации голосования и подведения итогов голосования;
– по порядку процедуры идентификации избирателей при приеме и обработке заявлений об уточнении данных в списке избирателей;
– по использованию устройства идентификации с принтером;
– по использованию автоматических считывающих урн;
–.иным вопросам, связанным с деятельностью избирательных комиссий.
24. Устройство идентификации с принтером, автоматически считывающие урны с комплектующими, избирательная документация передаются в участковые избирательные комиссии, образованные за пределами Кыргызской Республики, загранучреждения Кыргызской Республики Центральной избирательной комиссией по Акту.
25. После завершения выборов и подведения итогов голосования, автоматически считывающие урны и устройства идентификации с принтером с комплектующими, передаются председателем, секретарем, членом участковой избирательной комиссии либо сотрудником загранучреждения Кыргызской Республики по Акту уполномоченному сотруднику Центральной избирательной комиссии.
8. Организация голосования на избирательных участках, образованных за пределами Кыргызской Республики
26. Голосование в день выборов за пределами Кыргызской Республики проводится с 08.00 до 20.00 часов по местному времени государства, где образована участковая избирательная комиссия.
27. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии за пределами Кыргызской Республики обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 10 календарных дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования – не позднее чем за 7 календарных дней до дня голосования.
28. Организация порядка голосования и подведение итогов голосования за пределами Кыргызской Республики осуществляются в соответствии с соответствующими положениями и иными нормативными актами Центральной избирательной комиссии.
9. Передача протоколов избирательных комиссий об итогах голосования
29. После завершения голосования на выборах участковая избирательная комиссия за пределами Кыргызской Республики направляет итоги голосования на центральный сервер Центральной избирательной комиссии.
На избирательном участке председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале сортировки избирательных бюллетеней, содержащихся в автоматически считывающей урне, демонстрирует неповрежденность печати (пломбы) и вскрывает урну для голосования.
После сортировки избирательных бюллетеней участковой избирательной комиссией за пределами Кыргызской Республики составляется протокол об итогах дистанционного голосования в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
В процессе использования автоматически считывающих урн и устройств идентификации с принтером, кандидаты, представители кандидатов, наблюдатели и представители средств массовой информации имеют право производить фотографирование, киносъёмку и видеосъёмку.
30. После оглашения итогов участия в выборах, протокол об итогах дистанционного голосования, первичные, итоговые отчеты об идентификации избирателей и автоматически считывающих урн, заверенные печатью участковой избирательной комиссии, направляются на центральный сервер Центральной избирательной комиссии (сканированная версия).
В случае ошибочного заполнения протокола об итогах дистанционного голосования, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, который также сканируется и направляется на центральный сервер Центральной избирательной комиссии вместе с вновь заполненным и подписанным протоколом об итогах дистанционного голосования.
Поступившие на центральный сервер Центральной избирательной комиссии сканированные документы после проверки на соответствие правильности заполнения протокола публикуются на сайте Центральной избирательной комиссии.
31. Первый экземпляр протокола об итогах дистанционного голосования по соответствующему участку за пределами Кыргызской Республики после его подписания вместе с избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, списки избирателей, заявления (жалобы), принятые по ним решения, акты, составленные участковой избирательной комиссией, отчеты автоматически считывающих урн, первичный и итоговый отчет по идентификации, не позднее
7 календарных дней доставляются в соответствующую окружную/территориальную избирательную комиссию.
10. Финансовое обеспечение
32. Финансовое обеспечение расходов, связанных с организацией голосования на избирательных участках за пределами Кыргызской Республики, производится за счет средств республиканского бюджета, в пределах сметы расходов, утвержденной Центральной избирательной комиссией. Порядок финансирования устанавливается нормативно-правовыми актами Кыргызской Республики.
33. Избирательные комиссии, сформированные за пределами Кыргызской Республики, предоставляют в Министерство иностранных дел отчет о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, референдума не позднее 7 календарных дней после проведения выборов.
34. Министерство иностранных дел предоставляет в Центральную избирательную комиссию отчет о расходовании средств республиканского бюджета не позднее 20 календарных дней после проведения выборов.
35. Председатели избирательных комиссий, сформированных за пределами Кыргызской Республики, распоряжаются денежными средствами и несут персональную ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам, представление финансовых отчетов в сроки и порядке, установленные законом.
11. Форс-мажорные обстоятельства
36. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, препятствующих исполнению соответствующих пунктов настоящего Положения, касающихся прибытия в Центральную избирательную комиссию членов избирательных комиссий, образованных за пределами Кыргызской Республики для прохождения обучения, доставки оборудований, избирательных документов, Центральная избирательная комиссия во взаимодействии с Министерством иностранных дел, уполномоченным государственным органом в сфере регистрации и документирования населения и другими государственными органами Кыргызской Республики, административными ведомствами предпринимают необходимые меры в соответствии с законодательством для обеспечения реализации избирательных прав граждан, проживающих и находящихся за ее пределами.
