ПОЛОЖЕНИЕ Об обеспечении избирательных прав граждан отдельных категорий при проведении выборов и референдумов
Утверждено
постановлением Центральной комиссии
по выборам и проведению референдумов
Кыргызской Республики
от 1 августа 2025 года № 49
ПОЛОЖЕНИЕ
Об обеспечении избирательных прав граждан отдельных категорий при проведении выборов и референдумов
1. Общие положения
1. Настоящее Положение «Об обеспечении избирательных прав граждан отдельных категорий при проведении выборов и референдумов» (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, конституционными Законами Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О референдуме Кыргызской Республики», «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики», законами Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики» а также разработан в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и иными нормативными правовыми актами Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.
2. Целью настоящего Положения является обеспечение избирательных прав граждан отдельных категорий, к которым относятся:
– избиратели, находящиеся в день голосования в организациях и учреждениях социального обслуживания и здравоохранения;
– военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и контракту и членов их семей;
– избиратели, находящиеся в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
– избиратели, временно проживающие в местах, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, на участках отгонного животноводства;
– избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы;
– избиратели, работающие вахтовым методом.
3. Сведения об избирателях, находящихся в день голосования в стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых, на предприятиях с непрерывным циклом работы (вахтовые работы), военнослужащих срочной службы, военнослужащих и членов их семей и других лиц, проживающих в воинских частях, составляются руководителями указанных учреждений (предприятий, воинских частей) и передаются в соответствующую участковую избирательную комиссию (далее - УИК) не позднее 12 календарных дней до дня голосования.
Для учета избирателей, находящихся в стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых, и избирателей с ограниченными возможностями здоровья уполномоченные государственные органы, в ведении которых находятся вышеуказанные учреждения, а также уполномоченный орган в сфере социального развития обязаны предоставлять сведения о фактической численности указанных избирателей по состоянию на 1 февраля и 1 августа каждого года в Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Респулики (далее – Центральная избирательная комиссия). Форма представления сведений утверждается Центральной избирательной комиссией.
4. Избирательные комиссии во взаимодействии с органы местного самоуправления (далее - ОМСУ) координируют работу по уточнению сведений об избирателях, относящихся к гражданам отдельных категорий, организуют работу по их информированию и предпринимают меры по обеспечению их избирательных прав.
5. Государственного органа в сфере регистрации и документирования населения (далее - уполномоченный государственный орган) совместно с руководителями соответствующих учреждений и организаций и командирами воинских частей организуют работу по биометрической регистрации граждан отдельных категорий, включению их в список избирателей, участников референдума (далее - список избирателей), в случае необходимости, по обеспечению их документами, удостоверяющими личность.
В списки избирателей на выборах Президента Кыргызской Республики по единому избирательному округу включаются граждане Кыргызской Республики, обладающие на день голосования активным избирательным правом и прошедшие биометрическую регистрацию в соответствии с законодательством.
В список избирателей на выборах депутатов Жогорку Кенеша по многомандатным избирательным округам включаются все граждане Кыргызской Республики, обладающие на день голосования активным избирательным правом, являющиеся членами местного сообщества и прошедшие биометрическую регистрацию.
При проведении выборов депутатов местных кенешей в список избирателей включаются все граждане Кыргызской Республики, обладающие на день голосования активным избирательным правом, являющиеся членами местного сообщества и прошедшие биометрическую регистрацию в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики
«О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики».
6. Каждый избиратель может уточнить себя в списке избирателей:
– позвонив по коротким номерам 1255 или 119;
– на избирательном участке;
– на сайте «tizme.gov.kg»;
– либо отправив СМС на короткий номер 119 с указанием своего ПИН - персонального идентификационного номера в паспорте. В результате избиратель получает номер и адрес своего избирательного участка (отправка СМС сообщения и звонки бесплатны).
Избиратель и участник референдума в случае обнаружения любой ошибки или неточности, а также отсутствия его в предварительном списке избирателей вправе обратиться не позднее 15 календарных дней до дня голосования в соответствующую УИК, и подать заявление в электронном виде через сервис «Кабинет избирателя» на государственном портале с авторизацией в установленном законодательством порядке.
Заявление в автоматическом порядке поступает системному администратору Центральной избирательной комиссии в соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссии для принятия соответствующих мер по включению его в список, исправлению ошибок или неточностей.
Ответ на заявление избирателя направляется соответствующей избирательной комиссией не позднее 7 календарных дней со дня приема заявления в форме электронного сообщения в «кабинете избирателя».
2.Организация работы по обеспечению избирательных прав граждан, находящихся в день голосования в учреждениях здравоохранения, в учреждениях социального обслуживания
7. Руководители учреждений социального обеспечения организуют работу по обеспечению участия граждан, находящихся в учреждениях социального обеспечения для участия в выборах и референдумах.
8. Представителями учреждений уточняются все данные по гражданам, которые находятся в учреждении социального обслуживания и здравоохранения.
9. Данные для включения в список избирателей, заверенные подписью и печатью руководителя учреждения, передаются в соответствующую УИК не позднее чем за 12 календарных дней до дня голосования и содержат список граждан согласно приложению 1 к настоящему Положению, а также копии их паспортов и другие сведения.
10. После получения данных избирательные комиссии проверяют наличие избирателей в списке избирателей и вносят их в реестр избирателей для голосования вне помещения для голосования.
11. Руководители учреждений здравоохранения, социального обеспечения при проведении выборов Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша и референдумов Кыргызской Республики, составляют список избирателей, находящихся в день голосования в стационарных лечебно-профилактических учреждениях и передают в соответствующую УИК не позднее 12 календарных дней до дня голосования: список граждан согласно приложению 1 настоящего Положения с приложением копий их паспортов.
12. При проведении выборов депутатов местных кенешей сведения в УИК подаются только на граждан, постоянно проживающих согласно отметке в паспорте на территории административно-территориальной единицы, в которой проводятся выборы и находится лечебное учреждение, в котором они пребывают в условиях стационара.
13. Представленные в УИК сведения вносятся в реестр избирателей для голосования вне помещения.
3. Организация работы по обеспечению избирательных прав военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или контракту
14. Командиры воинских частей несут ответственность за обеспечение избирательных прав военнослужащих, в том числе документами, удостоверяющими личность для допуска военнослужащих к голосованию.
15. В случае отсутствия у военнослужащих документов, командиры воинских частей взаимодействуют с уполномоченным государственным органом для их получения.
16. В случае отсутствия у военнослужащих биометрической регистрации командиры частей организуют работу по прохождению военнослужащими биометрической регистрации. Сбор биометрических данных избирателей может быть организован на территории воинской части не позднее 15 календарных дней до дня голосования. График работы выездной группы уполномоченного государственного органа по сбору биометрических данных составляется совместно с командиром воинской части. После прохождения биометрической регистрации уполномоченный государственный орган включает граждан в список избирателей избирательного участка в соответствии с данными, указанными в ID-карте.
17. При проведении выборов Президента Кыргызской Республики, депутатов Жогорку Кенеша и референдумов Кыргызской Республикии, сведения о военнослужащих для включения в список избирателей, заверенные командиром части, передаются не позднее 12 календарных дней до дня голосования в соответствующую УИК и включают в себя следующее: список граждан согласно приложению 1 настоящего Положения с приложением копий их паспортов.
18. После получения сведений, избирательные комиссии проверяют наличие этих граждан в списке избирателей и вносят в реестр избирателей для голосования вне помещения для голосования.
19. При проведении выборов депутатов местных кенешей командиры воинских частей обеспечивают военнослужащим, постоянно проживающим на территории в которой проводятся выборы и также находится место их воинской службы, возможность их голосования на избирательном участке, в который они включены в соответствии с отметкой в паспорте.
20. Командиры воинских частей обеспечивают возможность голосования военнослужащих на территории соответствующего избирательного участка.
21. Командиры воинских частей не позднее трех дней до дня голосования передают в соответствующую избирательную комиссию список военнослужащих, несущих в день голосования службу и членов их семей, проживающих на территории подразделений непосредственной охраны государственной границы для обеспечения возможности голосования вне помещения для голосования.
4. Организация работы по обеспечению избирательных прав граждан, находящихся в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
22. Граждане, задержанные по подозрению и обвинению в совершении преступлений, обеспечиваются руководителями учреждений содержания под стражей реализацией их избирательных прав, в том числе документами, удостоверяющими личность, для включения их в списки для голосования.
23. В случае отсутствия у данной категории граждан документов, удостоверяющих личность, руководители учреждений информируют об этом органы, в производстве которых находятся их уголовные дела.
Органы, осуществляющие производство по уголовным делам, во взаимодействии с уполномоченным государственным органом организуют получение документов, удостоверяющих личность граждан вышеуказанной категории.
24. В случае отсутствия у данной категории граждан биометрической регистрации, руководители учреждений организуют работу по их прохождению. Сбор биометрических данных граждан организуется в местах содержания под стражей не позднее 15 календарных дней до дня голосования. График работы выездной группы уполномоченного государственного органа по сбору биометрических данных составляется совместно с руководителями учреждений. После прохождения биометрической регистрации граждане включаются в список избирателей избирательного участка в соответствии с данными, указанными в ID-карте.
25. При проведении выборов Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша и референдумов Кыргызской Республики составляют сведения об избирателях, находящихся в день голосования в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых, заверенные руководителями соответствующих учреждений и передают в соответствующую УИК не позднее 12 календарных дней до дня голосования список граждан согласно приложению 1 настоящего Положения с приложением копий их паспортов.
26. При проведении выборов депутатов местных кенешей сведения в УИК подаются только на граждан, постоянно проживающих согласно отметке в паспорте на территории административно-территориальной единицы, в которой проводятся выборы и находится учреждение, в котором они пребывают под стражей.
27. После получения сведений, избирательные комиссии проверяют их наличие в списке избирателей и вносят в реестр избирателей для голосования вне помещения.
5. Организация работы по обеспечению избирательных прав граждан, находящихся в предприятиях с непрерывным
циклом работы (вахтовые работы)
28. В период выборов Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша, референдумов Кыргызской Республики руководители предприятий и учреждений составляют списки избирателей, находящихся в предприятиях с непрерывным производственным циклом (вахтовая работа) в день голосования и передают их в соответствующие УИК не позднее чем за 12 календарных дней до дня голосования.
29. При проведении выборов депутатов местных кенешей УИК предоставляет данные о гражданах, постоянно проживающих на территории административно-территориальной единицы, в соответствии с отметкой о регистрации в паспорте, по месту проведения выборов и месту нахождения предприятия.
30. После получения сведений, избирательные комиссии проверяют их наличие в списке избирателей и вносят в реестр избирателей для голосования вне помещения для голосования.
6. Организация голосования вне помещения для голосования для граждан отдельных категорий
31. УИК обеспечивает возможность участия в голосовании гражданам отдельных категорий, включенных в список избирателей по месту их проживания или фактического нахождения.
32. УИК при проведении голосования отдельных категорий граждан должен соблюдать нормы, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения.
33. Голосование вне помещения для голосования проводится за один день до дня голосования на основании сведений, представленных ОМСУ или руководителями соответствующих учреждений или письменного заявления избирателя.
В целях обеспечения избирательных прав военнослужащих и членов их семей, несущих службу в отдаленных подразделениях непосредственной охраны государственной границы, УИК не позднее 2-х дней до дня голосования организуют необходимые меры для проведения голосования вне помещения.
34. Заявления на голосование вне помещения для голосования подаются не позднее 3 календарных дней до дня голосования. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, и данные об избирателе.
35. УИК регистрирует все поступившие заявления на голосование вне помещения в реестре и за два дня до дня голосования вывешивает список избирателей, голосующих вне помещения для всеобщего ознакомления.
В реестр заявлений о голосовании вне помещения включаются только те избиратели, которые содержатся в окончательном списке избирателей, полученном от Центральной избирательной комиссии для использования на избирательных участках в день голосования. На основании реестра заявлений о голосовании вне помещения УИК составляет список и согласно составленному списку посещает избирателей. Форма списка избирателей, голосующих вне помещения, содержит те же графы, которые содержатся в окончательном списке избирателей. Серия и номер паспорта или документа, удостоверяющего личность избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей и одновременно в соответствующей графе списка избирателей делается отметка «Проголосовал вне помещения для голосования».
7. Организация работы по информированию граждан отдельных категорий и порядок проведения среди них предвыборной агитации
36. Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов.
37. Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, ОМСУ, избирательные комиссии, средства массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», с Законом Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
38. Информирование избирателей, находящихся в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых осуществляется избирательными комиссиями совместно с уполномоченными государственными органами.
39. С целью информирования в помещениях организаций и учреждений социального обслуживания и здравоохранения, воинских частей, учреждений, в которых содержатся под стражей лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, с момента назначения выборов организуются специальные доступные места для вывешивания информационных материалов.
Информационные материалы, касающиеся выборов, передаются руководителям указанных учреждений и воинских частей представителями соответствующих избирательных комиссий.
40. Содержание информационных материалов, предназначенных для размещения в СМИ или распространения иным способом, должно соответствовать следующему:
– объективность;
– достоверность;
– не нарушать равенства кандидатов;
– не отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату;
– не содержать признаков предвыборной агитации за или против того или иного кандидата.
41. Кандидатам на должность Президента Кыргызской Республики, кандидатам в депутаты Жогорку Кенеша по многомандатным округам или партиям, выдвинувшим кандидатов на выборах в городской кенеш, группам «за»/«против» на референдуме обеспечиваются равные условия для предвыборной агитации среди граждан в учреждениях социального обслуживания и здравоохранения, воинских частях.
В связи с особым режимом, агитация среди граждан, содержащихся под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, не проводится в форме встреч кандидатов, представителей политических партий, их доверенных лиц, уполномоченных представителей, представителей групп «за»/«против» референдума. Агитация избирателей данной категории осуществляется только в форме распространения печатных агитационных материалов, предоставленных соответствующими избирательными комиссиями руководителям указанных учреждений. Кандидатам и политическим партиям должны быть обеспечены равные условия для распространения своих агитационных материалов.
42. Предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации всех кандидатов и прекращается за 24 часа до начала голосования.
43. Организация встреч кандидатов, представителей политических партий, их доверенных лиц, уполномоченных представителей, представителей групп «за»/»против» референдума с избирателями, находящимися в организациях и учреждениях социального обслуживания и здравоохранения, в воинских частях возлагается на окружные, территориальные избирательные комиссии и руководителей вышеуказанных учреждений и командиров воинских частей.
По запросу специального представителя Центральной избирательной комиссии руководители указанных учреждений, командиры воинских частей определяют день, в который будет проведена встреча кандидатов, представителей политических партий, их доверенных лиц, уполномоченных представителей, представителей групп «за»/«против» референдума с находящимися у них избирателями. На основе полученной информации составляется график встреч, который вывешивается окружной, территориальной избирательной в доступном месте.
Окружная/территориальная избирательная комиссия оповещает о графике кандидатов, их представителей или доверенных лиц, представителей политических партий, уполномоченных представителей, представителей групп «за»/«против» референдума.
44. В каждом учреждении организуется одна общая встреча в период проведения агитации согласно установленным избирательными комиссиями графикам и поданным кандидатами, политическими партиями, уполномоченными представителями, доверенными лицами заявлениям в безвозмездно предоставленных руководителями учреждений помещениях на установленное время.
В заявлении на участии на встрече в обязательном порядке указываются ФИО и контактные данные.
На встречах с избирателями, находящимися в вышеуказанных учреждениях, могут принять не более двух представителей от одного кандидата, политической партии, группы «за»/«против» референдума.
45. На всех встречах кандидатов и/или их доверенных лиц в обязательном порядке участвует представитель окружной, территориальной или участковой избирательной комиссии.
46. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного законодательством порядка проведения предвыборной агитации. Руководители учреждений обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям и обеспечивать безопасность при проведении информационных и агитационных мероприятий.
