ПОЛОЖЕНИЕ об информировании избирателей и иных субъектов избирательного процесса о ходе подготовки и проведения выборов
Утверждено
постановлением Центральной комиссии
по выборам и проведению референдумов
Кыргызской Республики
от 15 августа 2025 года № 58
ПОЛОЖЕНИЕ
об информировании избирателей и иных субъектов избирательного процесса
о ходе подготовки и проведения выборов
1.Общие положения
1. Настоящее Положение об информировании избирателей и иных субъектов избирательного процесса о ходе подготовки и проведения выборов (далее - Положение) регулирует порядок и условия информирования избирателей и других участников выборов в период подготовки и проведения выборов Президента Кыргызской Республики, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и депутатов местных кенешей, а также порядок и целовие в этап информировании участия избирательных комиссий, государственных органов, органов местного самоуправления, средств массовой информации, интернет-изданий.
2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, конституционным законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», законами Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», «О выборах депутатов местных кенешей», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О средствах массовой информации» а также другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия).
3. Целью настоящего Положения является укрепление демократических принципов при подготовке и проведении выборов в полном соответствии с международными избирательными стандартами и законодательством Кыргызской Республики, повышение общественного доверия к избирательной системе и институту выборов, обеспечение информационных гарантий избирателей и других участников выборов, обеспечение осознанного волеизъявления избирателей и прозрачности выборов.
2. Общие требования к информированию избирателей и иных субъектов избирательного процесса
4. Информирование избирателей о хода избирательной кампании и работа избирательных комиссий, избирательных участков, порядок формирования и изменения списков избирателей, участия в голосовании, голосования, а также установления итогов голосования и определения результатов выборов должно:
– не создавать преимуществ какому-либо кандидату/кандидатам, кандидату, выдвинутому политической партией;
– не содержать признаков проведения предвыборной агитации против того или иного кандидата/кандидатов или кандидата, выдвинутого политической партией, либо против всех;
– включать подготовку и распространение информации в период избирательных кампаний о деятельности избирательных комиссий и средств массовой информации по подготовке и распространению официальной информации о кандидате/кандидатах, кандидате, выдвинутом политической партией, их программах, а также отсутствие скрытом агитации против них или в их пользу.
5. Субъектами информирования избирателей являются избирательные комиссии, государственные органы, органы местного самоуправления, средства массовой информации, интернет-издания, юридические и физические лица.
6. Информирование избирателей допустимо лишь в пределах, установленных законодательством и не должно содержать элементы или признаки предвыборной агитации.
7. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равноправие кандидатов, политических партий и ни в коем случае не отдавать предпочтения какому-либо кандидату/кандидатам или политической партии.
В информационных теле- и радиопрограммах, в публикациях периодических печатных изданий (независимо от формы собственности) информация о зарегистрированных кандидатах, кандидате, выдвинутом политической партией, сообщения о предвыборных мероприятиях, проводимых кандидатом/кандидатами, должны предоставляться без комментариев, в качестве отдельного информационного блока. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, уполномоченными представителями по финансовым вопросам. В них не должно отдаваться предпочтение какой-либо политической партии, кандидату/кандидатам, не должна допускаться дискриминация какой-либо политической партии, кандидата/кандидатам, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему эфирного времени или печатной площади, отведенной для таких сообщений.
8. Информирование избирателей - деятельность по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании, способствующая побуждению избирателей к участию на выборах, осознанному и свободному волеизъявлению граждан и гласности выборов.
Информирование избирателей включает в себя:
– сведения о ходе избирательной кампании;
– сведения о деятельности избирательных комиссий;
– сведения об избирательных участках;
– порядок формирования и изменения списка избирателей;
– порядок участия в голосовании;
– порядок голосования;
– порядок установления итогов голосования и определения результатов выборов.
Официальная информация избирательных комиссий и средств массовой информации:
– о кандидате/кандидатах и его/их программах, не создающая предпочтений к какому-либо кандидату/кандидатам, не содержащая признаков предвыборной агитации за того или иного кандидата, либо против них;
– о политической партии/партиям и ее/их программах, не создающая предпочтений к какой-либо политической партии/партиях и не содержащая признаков предвыборной агитации за ту или иную политическую партию либо против нее.
9. Распространение политическими партиями, кандидатами, зарегистрированными в качестве участника в выборах, или их представителями с использованием наименования (полного, сокращенного или аббревиатуры), фамилии, имени, отчества кандидатов, эмблем, значков, логотипов или их характерных составных частей, флага, девизов, слоганов и/или иной атрибутики (символики) политических партий, кандидатов, позволяющих их идентифицировать (определить их принадлежность), является агитацией и не допускается в период со дня назначения выборов и до окончания срока регистрации списков кандидатов а также за 24 часа до начала голосования.
Размещение на зданиях и помещениях, в которых расположены штабы политических партиями, кандидатов, наименований (полного, сокращенного или аббревиатуры), фамилии, имени, отчества кандидатов, эмблем, логотипов, значков, флага, и/или иной атрибутики (символики) политических партий, или кандидатов не является предвыборной агитацией.
10. Опубликование (освещение) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, является разновидностью информирования избирателей. Публикация результатов опросов должна соответствовать требованиям настоящего Положения.
При опубликовании (освещении) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации, интернет-издания, граждане и организации, осуществляющие указанное опубликование (освещение), обязаны указывать:
– организацию или физическое лицо, проводившее опрос;
– время проведения опроса;
– число опрошенных (выборку);
– метод сбора информации;
– регион проведения опроса;
– точную формулировку вопроса;
– статистическую оценку возможной погрешности;
– лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса;
– лицо (лиц) оплатившее (оплативших) опубликование опроса.
11. В последние 5 календарных дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование (освещение) в средствах массовой информации, интернет-изданиях результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
12. Несоблюдение требований настоящего Положения влечет за собой признание информационных материалов агитационными и ответственность, предусмотренную действующим законодательством Кыргызской Республики.
3. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации в период выборов
13. Средства массовой информации и интернет-издания при освещении выборов обязаны соблюдать требования законодательства и обеспечивать равный доступ зарегистрированным кандидатам и политическим партиям к распространению информации, не допускать цензуры и нарушения требований настоящего Положения.
14. Основными принципами свободы доступа к информации являются общедоступность, объективность, своевременность, открытость и достоверность.
Государство защищает право каждого на поиск, получение, изучение и распространение информации о ходе выборов всеми законными способами, включая обеспечение доступности информации для граждан с инвалидностью.
15. Субъекты информирования обязаны аккредитовать журналистов и представителей средств массовой информации для освещения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов.
16. Журналисты, аккредитованные при Центральной избирательной комиссии, имеют право беспрепятственно получать информацию и присутствовать на всех мероприятиях, проводимых избирательными комиссиями, если иное не предусмотрено законодательствам.
17. Ограничение доступа к информации устанавливается в целях:
1) защиты национальной безопасности, и общественного порядка;
2) охраны здоровья или нравственности населения;
3) защиты прав и свобод других лиц.
Ограничение доступа в отношении к информации:
1) о государственных секретах, установленных законодательствам о защите государственных секретов;
2) персонального характера, определенного законом об информации персонального характера;
3) об оперативно-розыскной деятельности, и производстве по уголовному делу в случаях, установленных законом;
4) содержащей охраняемую законом тайну (коммерческую, банковскую, нотариальную, врачебную, адвокатскую и другую).
18. Центральная избирательная комиссия размещает списки избирателей на официальном сайте без указания места постоянного либо фактического проживания и года рождения избирателя для ознакомления и соответствующего уточнения указанных данных, выявления ошибок или неточностей в списках.
Отказ в предоставлении информации, а также иные действия (бездействие) и решения государственных органов и органов местного самоуправления, нарушающие требования Закона Кыргызской Республики «О праве на доступ к информации», могут быть обжалованы в порядке, установленном Административно-процессуальным кодексом.
4. Информирование избирателей и иных участников избирательного процесса в ходе подготовки и проведения выборов
19. Избирательные комиссии, государственные органы, органы местного самоуправления, средства массовой информации и интернет-издания информируют избирателей и иных субъектов избирательного процесса о ходе подготовки и проведения выборов Президента Кыргызской Республики, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и депутатов местных кенешей в соответствии с законодательством.
Суть информирования составляет разъяснение избирательного законодательства Кыргызской Республики, особенностей его применения на выборах, информирование участников избирательных действий о сроках и порядке осуществления избирательного процесса, уточнение списков избирателей, опубликование сведений о явке избирателей для участия в голосовании, а также сведений об итогах голосования и результатах выборов.
20. Обязанность информировать избирателей через средства массовой информации о политических партиях, кандидату/кандидатах, о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке осуществления необходимых избирательных действий, об избирательном законодательстве возложена на избирательные комиссии.
Средства массовой информации и интернет-издания информируют население о выборах, кандидатах политических партий их предвыборных программах (платформах), о ходе избирательной кампании, итогах голосования и результатах.
Средства массовой информации осуществляют информирование избирателей в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением и несут ответственность за достоверность предоставляемой информации.
21. Информирование избирателей и иных участников выборов осуществляется на всех стадиях выборов и является гарантией обеспечения избирательных прав граждан. Государственные органы, органы местного самоуправления и избирательные комиссии информируют избирателей и иных участников выборов в средствах массовой информации обо всех избирательных действиях и сроках их осуществления, начиная с назначения выборов и до официального опубликования их результатов.
В средствах массовой информации публикуется информация о назначении выборов, порядке составления и актуализации списков избирателей, сроках и порядке выдвижения и регистрации политических партий, и кандидатов порядке проведения предвыборной агитации, финансировании выборов и избирательной кампании политических партий и кандидатов, сроках и порядке голосования, подсчете голосов, установления итогов голосования и результатов выборов.
Избирательные комиссии обязаны обеспечить открытость и доступность всех протоколов и других документов, связанных с определением итогов голосования и результатов выборов, в порядке и сроки, установленные законодательством.
22. Избирательные комиссии принимают необходимые специальные меры по информированию избирателей с инвалидностью.
Информационные материалы должны быть подготовлены в аудио-, видеоформатах (на цифровых носителях) с использованием сурдоперевода или субтитрирования, напечатаны увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием шрифта Брайля и (или) специального оборудования (тифлосредства), оснащенного компьютерным программами экранного доступа, преобразующим текстовые файлы в звуковые или тактильные сигналы, а также других специальных средств.
В целях реализации указанных норм Рабочая группа Центральной избирательной комиссии на основании информации, полученной от уполномоченного государственного органа в сфере социального развития представляет перечень материалов предлагаемых к изданию в специальных форматам, предпочтительных для лиц с инвалидностью. Перечень проходит согласование с общественными объединением лиц с инвалидностью и направляется на изготовление.
23. Министерство юстиции Кыргызской Республики составляет список зарегистрированных политических партий и не позднее 3 календарных дней со дня вступления в силу решения о назначении выборов обеспечивает публикацию списка в источниках официального опубликования нормативных правовых актов Кыргызской Республики с указанием руководителя каждой политической партии и в этот же срок направляет указанный список в Центральную избирательную комиссию.
24. Центральная избирательная комиссия после регистрации кандидата/ кандидатов, политической партии по принадлежности в соответствии с избирательным законодательством в установленный срок публикует в печати уведомление о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места работы, занимаемой должности и места жительства каждого кандидата, а также принадлежности к партии кандидатов, выдвинутых политической партией.
25. Кандидат (ы) на должность Президента Кыргызской Республики, кандидат (ы) в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики или политическая партия не позднее 5 дней со дня регистрации кандидата (ы) публикует свою предвыборную программу в не менее чем одном республиканском периодическом печатном издании, а также размещает ее на своем официальном сайте. Копия печатного издания с опубликованной предвыборной программой кандидата, политической партии представляется в Центральную избирательную комиссию.
26. Соответствующая территориальная избирательная комиссия не позднее 5-ти календарных дней после регистрации кандидатов, списка кандидатов в депутаты местных кенешей публикует в печати сообщение о регистрации кандидатов, списка кандидатов с указанием наименований политических партий, фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (рода занятий) кандидатов, включенных в список кандидатов от политических партий, а также фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (рода занятий) кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения.
Территориальные избирательные комиссии на основании договоров с региональными средствами массовой информации осуществляют информирование избирателей о ходе избирательной кампании по выборам местных кенешей.
27. Центральная избирательная комиссия за 75 календарных дней до дня голосования обязана проинформировать избирателей о необходимости ознакомиться со списками избирателей, уточнить свои данные в списках избирателей через средства массовой информации и иными доступными способами.
Государственные телерадиоорганизации, иные телерадиоорганизации, финансируемые из республиканского бюджета, и телерадиоорганизации, вошедшие в социальный пакет цифрового вещания, обязаны предоставить бесплатное эфирное время Центральной избирательной комиссии в достаточном объеме для информирования избирателей о необходимости проверить себя в списках избирателей, о порядке участия в голосовании, об итогах голосования, об этапах избирательной кампании и других вопросах избирательного процесса.
28. Информирование избирателей о выдвинутых, зарегистрированных кандидатах, о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата и политической партии, финансовых отчетах кандидатов и политических партий в избирательных фондах осуществляется Центральной избирательной комиссией.
29. Государственные телерадиоорганизации и иные телерадиоорганизации, финансируемые из республиканского бюджета, обязаны предоставлять Центральной избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатам и политическим партиям равные условия для информирования и размещения информации о выборах на безвозмездной основе.
30. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 календарных дней до дня голосования, при проведении досрочного и повторного голосования - не позднее чем за 7 календарных дней до дня голосования.
31. Сведения о количестве проголосовавших, основанные на количестве избирательных бюллетеней, опущенных в ящики для голосования, заносятся в акт участковыми избирательными комиссиями и передаются в окружную избирательную комиссию через каждые 2 часа, системный администратор окружной избирательной комиссии вводит и автоматически публикует полученные данные на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. Окончательные сведения о количестве проголосовавших избирателей, основанные на количестве избирательных бюллетеней, опущенных в ящики для голосования, передаются в Центральную избирательную комиссию непосредственно после закрытия избирательных участков, но до вскрытия урн с бюллетенями.
32. В целях информирования избирателей и иных участников выборов итоги голосования по каждому избирательному участку, а также список избирателей, принявших участие на выборах, не позднее 5 календарных дней размещаются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии и вывешиваются на стендах перед помещениями участковых избирательных комиссий.
Итоги голосования в соответствующем избирательном округе или участке устанавливаются окружными/участковыми избирательными комиссиями и вывешивается увеличенная форма протокола об итогах выборов для всеобщего ознакомления в месте, установленном окружной избирательной комиссией.
33. Итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которые распространяется деятельность избирательной комиссии, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколах Центральной избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, предоставляются для ознакомления избирателям, представителям политических партий, наблюдателям, международным наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.
Итоги голосования по каждому избирательному участку по мере поступления в Центральную избирательную комиссию незамедлительно размещаются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии.
Центральная избирательная комиссия направляет общие данные о результатах выборов в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.
34. Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о количестве голосов избирателей политической партией и кандидат/кандидатами из списка кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, против всех политических партий, включая данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, на основании которых определялись результаты выборов, осуществляется Центральной избирательной комиссией не позднее чем в двух недельный срок со дня определения результатов выборов.
35. Средства массовой информации и интернет-издания обязаны обеспечивать достоверность публикуемой информации о ходе выборов, а также соблюдать запрет на распространение сведений, которые могут квалифицироваться как предвыборная агитация, в случаях, установленных законодательством.
За нарушение этих требований предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
