ПОЛОЖЕНИЕ о Рабочей группе по вопросам информирования избирателей и иных субъектов избирательного процесса и правилам агитации

Утверждено

постановлением Центральной

комиссии по выборам и

проведению референдумов

Кыргызской Республики

от 29 августа 2025 года № 66

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Рабочей группе по вопросам информирования избирателей и иных субъектов избирательного процесса и правилам агитации

 

1. Цели и задачи рабочей группы

 

1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, полномочия и порядок формирования Рабочей группы по вопросам информирования избирателей и иных субъектов избирательного процесса и правилам агитации (далее – Рабочая группа) при проведении выборов Президента Кыргызской Республики, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и депутатов местных кенешей.

2. Рабочая группа создается в целях информирования избирателей и иных участников избирательного процесса о ходе подготовки и проведения выборов, а также для обеспечения равных и справедливых условий для кандидатов и политических партий при проведении предвыборной агитации.

3. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, конституционными законами Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики», законами Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», «О средствах массовой информации», иными нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии, а также настоящим Положением.

 

2. Формирование и состав Рабочей группы

 

4. Рабочая группа создается решением Центральной избирательной комиссии. Состав Рабочей группы утверждается приказом председателя Центральной избирательной комиссии из числа членов комиссии, сотрудников аппарата, представителей медиа-организаций, а также приглашенных специалистов в области средств массовой информации интернет-изданий, социальных сетей (интернет-мониторинга, цифровой аналитики и кибербезопасности).

5. Рабочая группа окружной и территориальной избирательной комиссии формируется решением соответствующей избирательной комиссии. При этом состав Рабочей группы определяется в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.

6. Общественные организации в сфере регулирования средств массовой информации, а также привлеченные специалисты вправе подать заявки на включение в состав Рабочей группы в течение 10 (десяти) календарных дней с момента назначения выборов. Поданные заявки рассматриваются Рабочей группой, и по результатам принятых решений она вносит предложение председателю Центральной избирательной комиссии о включении представителей в состав Рабочей группы.

7. Рабочая группа формируется в составе не менее 7 (семи) членов, включая руководителя и секретаря. Рабочая группа из своего состава назначает секретаря, уполномоченного вести делопроизводство.

8. Изменение состава Рабочей группы осуществляется в порядке, установленном для её утверждения, предусмотренном пунктом 4 настоящего Положения.

 

3. Полномочия и порядок деятельности Рабочей группы

 

9. Рабочая группа:

– информирует избирателей, кандидатов, политические партии и иных участников избирательного процесса о ходе подготовки и проведения выборов в соответствии с Календарным планом основных организационно-практических мероприятий;

– разрабатывает тематику информационных материалов (теле- и радиопередач, теле- и радиороликов, печатной продукции);

– информирует Центральную избирательную комиссию о необходимости публикации сведений и материалов в средствах массовой информации и интернет-изданиях в соответствии с Календарным планом основных организационно-практических мероприятий;

– участвует в мероприятиях Центральной избирательной комиссии по информированию избирателей и разъяснению норм избирательного законодательства;

– собирает и систематизирует информационные материалы и уведомления о готовности предоставить эфирное время и печатную площадь кандидатам и политическим партиям, а также сведения о размере и условиях оплаты, предоставляемых организациями телерадиовещания, редакциями печатных изданий и интернет-ресурсами Кыргызской Республики, передаёт их в Центральную избирательную комиссию в порядке, установленном законодательством;

– учитывает экземпляры печатных и иных агитационных материалов или их копий, представленных кандидатами, политическими партиями или их уполномоченными представителями;

– рассматривает информационные печатные и аудиовизуальные материалы, связанные с выборами Президента, депутатов Жогорку Кенеша и депутатов местных кенешей, представленные некоммерческими организациями;

– рассматривает вопросы, связанные с публикацией результатов опросов общественного мнения, касающихся выборов;

– осуществляет мониторинг нарушений, допускаемых кандидатами, политическими партиями, средствами массовой информации, интернет-изданиями и иными субъектами избирательного процесса;

– подготавливает и принимает заключения и решения, вносит проекты решений на рассмотрение Центральной избирательной комиссии;

– оказывает консультативную и методическую помощь нижестоящим избирательным комиссиям, кандидатам, политическим партиям, редакциям средств массовой информации и интернет-изданий, включая государственных вещателей и информационные агентства, а также иным организациям и лицам по вопросам информирования о проведении предвыборной агитации;

– привлекает медиаспециалистов и экспертов для оценки и рецензирования информационных материалов, разработанных Информационным отделом аппарата Центральной избирательной комиссии;

– оказывает содействие нижестоящим избирательным комиссиям в информировании избирателей в соответствующих регионах;

– осуществляет мониторинг соблюдения законодательства о предвыборной агитации в интернете, социальных сетях и иных онлайн-ресурсах (мессенджерах, телеграм-каналах, TikTok, X (Twitter), Instagram и других);

– взаимодействует с государственным порталом, сервисом «Кабинет избирателя» и иными электронными системами для обеспечения информирования;

– подготавливает и распространяет разъяснительные материалы о дистанционном и электронном голосовании.

10. Рабочая группа вправе самостоятельно запрашивать у нижестоящих избирательных комиссий, органов власти, организаций и их должностных лиц, а также у физических лиц сведения и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб и обращений.

11. Заседание Рабочей группы созывает руководитель Рабочей группы; при отсутствии руководителя его обязанности исполняет один из членов Центральной избирательной комиссии, входящий в состав Рабочей группы. Заседания Рабочей группы проводятся коллегиально и гласно.

Заседание Рабочей группы правомочно, если на нем присутствует более половины от установленного числа членов Рабочей группы.

Заседания Рабочей группы проводятся на основе открытого обсуждения вопросов, относящихся к ее компетенции. На заседаниях Рабочей группы вправе присутствовать и высказывать свое мнение члены Центральной избирательной комиссии и окружной избирательной комиссии, не являющиеся членами Рабочей группы. На заседания Рабочей группы могут быть приглашены сотрудники аппарата Центральной избирательной комиссии, представители средств массовой информации, специалисты, эксперты и иные заинтересованные лица.

Рабочая группа вправе проводить заседания совместно с другими рабочими группами Центральной избирательной комиссии.

12. Рабочая группа взаимодействует с государственными органами, органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, средствами массовой информации, интернет-изданиями, юридическими и физическими лицами по вопросам соблюдения законодательства Кыргызской Республики о выборах.

13. Поступившие заявления и жалобы предварительно рассматриваются Рабочей группой, которая определяет предмет обращения и принимает одно из решений:

1) при выявлении признаков нарушений избирательного законодательства — рассматривать в общем порядке, установленном законодательством;

2) при выявлении по результатам мониторинга признаков нарушений, допущенных кандидатами, политическими партиями, средствами массовой информации, интернет-изданиями и иными субъектами избирательного процесса, законодательства, регулирующего порядок проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании, Рабочая группа готовит заключение и принимает решение о направлении материалов в Рабочую группу по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении референдумов в Кыргызской Республике;

3) при выявлении признаков нарушений, предусмотренных законодательством о правонарушениях или уголовным законодательством, Рабочая группа принимает решение о направлении заявления (жалобы, сообщения, материалов) в уполномоченные органы для рассмотрения и разрешения в порядке, установленном законодательством.

 

4. Решения и рекомендации Рабочей группы

 

14. По результатам рассмотрения вопросов на заседаниях Рабочей группы принимаются ее решения. Решения носят рекомендательный характер и принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов открытым голосованием.

15. Заседания Рабочей группы протоколируются секретарем. Протокол подписывается председательствующим и секретарем. Подготовленные проекты решений Рабочей группы или иные документы выносятся на рассмотрение Центральной избирательной комиссии.

16. Член Рабочей группы не участвует в обсуждении и голосовании, если предмет рассмотрения касается действий (бездействия) субъекта избирательного процесса, имеющих к нему личное, прямое или косвенное отношение.

17. Документы Рабочей группы подлежат хранению в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.