ПОЛОЖЕНИЕ «О порядке организации, проведения и подведения итогов дистанционного голосования на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

Утвержден

постановлением Центральной комиссии

по выборах и проведению референдумов

Кыргызской Республики

от 14 ноября 2025 года № 138

ПОЛОЖЕНИЕ

«О порядке организации, проведения и подведения итогов дистанционного голосования на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения дистанционного голосования, а также подведения итогов дистанционного голосования на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

1.2. Дистанционное голосование на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики осуществляется с целью расширения возможностей граждан, находящихся вне своего избирательного участка в день голосования, включая граждан, проживающих или пребывающих за пределами страны, принять участие в голосовании.

Возможность дистанционного голосования предоставляется, чтобы избиратели, включенные в списки избирателей, но находящиеся вне своего избирательного участка в день голосования, могли реализовать свое право голоса. Это актуально для граждан, которые находятся в другом избирательном округе Кыргызстана либо за пределами страны (за рубежом).

Дистанционное голосование применяется:

  1. на всех избирательных участках на территории Кыргызской Республики;
  2. на избирательных участках, образованных за рубежом;
  3. на избирательных участках по дистанционному голосованию, образованные решением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия).

1.3. Для граждан Кыргызской Республики, находящихся за пределами страны, дистанционное голосование также становится доступным, но требует соблюдения дополнительных условий.

Обязательным условием является наличие биометрической регистрации и актуального внутреннего адреса регистрации (прописки) в Кыргызской Республике.

За рубежом дистанционное голосование может осуществляться посредством онлайн-идентификации с последующей распечаткой соответствующего бюллетеня на избирательном участке по дистанционному голосованию.

1.4. При проведении дистанционного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем и формирования данных об итогах дистанционного голосования с учетом неизменности в зашифрованном виде результатов волеизъявления избирателя, соблюдения тайны голосования, невозможности установления связи между персональными данными избирателя и результатом его волеизъявления, а также обеспечения инструмента гражданского контроля и мониторинга.

1.5. Решением Центральной избирательной комиссии могут быть образованы избирательные участки по дистанционному голосованию, в частности, в учреждениях, организациях, пунктах временного пребывания граждан; местах большого скопления избирателей (аэропорты, торговые центры, базары и др.) и в других местах по предложению органов местного самоуправления.

1.6. Не допускается дистанционное голосование вне своего избирательного участка в пределах одного многомандатного избирательного округа, за исключением избирательных участков по дистанционному голосованию, не привязанных к избирательному округу.

1.7. Если избиратель временно находится за пределами своего избирательного округа, он имеет право проголосовать на любом избирательном участке, включая избирательный участок по дистанционному голосованию.

При проведении голосования вне помещения дистанционное голосование не применяется. Дистанционное голосование проводится исключительно в день голосования.

II. Организация дистанционного голосования

2.1. Дистанционное голосование организуется с использованием информационных систем Центральной избирательной комиссии, обеспечивающих проведение и защиту онлайн-идентификации, контроля и учёта голосов.

2.2. Избирательные участки по дистанционному голосованию могут быть образованы решением Центральной избирательной комиссии на основании анализа потребностей и логистических условий после назначения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Центральная избирательная комиссия вправе возложить организацию избирательного участка по дистанционному голосованию на соответствующую окружную избирательную комиссию.

Формирование избирательных комиссий по дистанционному голосованию осуществляется окружными избирательными комиссиями непосредственно после принятия решения об их образовании.

Состав избирательных комиссий по дистанционному голосованию формируется окружными избирательными комиссиями из членов, резервов территориальных избирательных комиссий, не включенных в состав окружных избирательных комиссий; групп избирателей; числа работников организаций, учреждений, предприятий, общественных организаций, на территории/помещениях которых образована данная избирательная комиссия по дистанционному голосованию.

Численный состав избирательный комиссии по дистанционному голосованию должен состоять не менее чем из семи человек.

2.3. Избирательные комиссии по дистанционному голосованию в пределах полномочий, установленных законодательством и настоящим Положением, организуют порядок дистанционного голосования, готовит помещения и оборудования для голосования.

Правовое положение, организация и порядок деятельности, а также гарантии независимости избирательных комиссий по дистанционному голосованию устанавливаются наравне с членами участковых избирательных комиссий.

2.4. В избирательном участке по дистанционному голосованию размещаются кабины для голосования, оснащённые системой освещения и обеспеченные письменными принадлежностями, обзорным монитором, автоматически считывающими урнами (далее – АСУ), устройством идентификации с принтером (далее – УИП), устройством видеонаблюдения, источником бесперебойного питания, а также сетевым оборудованием.

Помещение избирательного участка по дистанционному голосованию должно быть оборудовано таким образом, чтобы АСУ, УИП и обзорный монитор одновременно находились в поле зрения членов избирательной комиссии, представителей кандидатов и наблюдателей.

Для обеспечения прозрачности процесса идентификации избирателей и хода голосования на избирательных участках устанавливаются устройства видеонаблюдения.

III. Списки избирателей

3.1. К участию в дистанционном голосовании на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики допускаются граждане Кыргызской Республики, обладающие активным избирательным правом на день голосования и являющиеся членами местного сообщества по соответствующему избирательному округу.

Членство избирателя в местном сообществе определяется отметкой о регистрации места жительства в паспорте гражданина, записанного на чип паспорта, либо регистрацией адреса места жительства в уполномоченном государственном органе в сфере регистрации и документирования населения, произведенной в срок не менее чем за 90 дней до дня голосования.

Подача заявления избирателей для участия в дистанционном голосовании не требуется.

Отдельные списки избирателей – участников дистанционного голосования до дня голосования не формируются. Списки избирателей – участников дистанционного голосования составляется в день голосования после прохождения идентификации избирателей.

Сведения об участниках дистанционного голосования хранятся в централизованной информационной системе Центральной избирательной комиссии на основании факта участия избирателя в дистанционном голосовании в день голосования.

3.2. Участие в дистанционном голосовании фиксируется в информационной системе и исключает повторное прохождение идентификации.

3.3. Списки избирателей, прошедших идентификацию, не позднее 7 (семи) календарных дней после дня голосования публикуется на государственном портале «Тизме».

IV. Порядок дистанционного голосования

4.1. Дистанционное голосование проводится в день голосования с 08:00 до 20:00 часов по местному времени местонахождения избирательного участка.

4.2. Процедура дистанционного голосования включает следующие этапы:

1) Предъявление избирателем документа, удостоверяющего личность (идентификационная карта (ID), общегражданский паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт либо цифровой паспорт, сформированный приложением «Тундук»);

2) Визуальная сверка фотографии в документе, удостоверяющем личность, с внешним обликом избирателя;

3) Проверка включения избирателя в список избирателей;

4) Проверка права участия в голосовании на данном избирательном участке (подтверждение нахождения избирателя за пределами своего избирательного округа);

5) Идентификация по персональным данным – сканирование машиносчитываемой зоны (MRZ) паспорта избирателя посредством камеры для сканирования. После успешного прохождения идентификации по персональным данным проводится биометрическая идентификация избирателя по отпечаткам пальцев рук. Количество попыток сканирования отпечатков пальцев рук составляет не более 10 (десяти) раз. В случае непрохождения идентификации по отпечаткам пальцев рук, избиратель проходит идентификацию по геометрии лица посредством применения камеры для идентификации;

6) В случае успешного прохождения избирателем процедуры биометрической идентификации избирателю распечатывается чек и избирательный бюллетень соответствующего избирательного округа;

7) Чек о прохождении идентификации предоставляется избирателем члену избирательной комиссии, который регистрирует избирателя в списке принявших участие в дистанционном голосовании. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и ставит свою подпись;

8) Избирательный бюллетень заполняется в кабине для голосования, где сохраняется тайна голосования и не допускается присутствие других лиц;

9) Избирательный бюллетень опускается в АСУ.

4.3. Если система определяет, что избиратель находится не на своем участке в пределах своего избирательного округа, ему не предоставляется возможность дистанционного голосования. В таком случае избирателю предлагается проголосовать исключительно на избирательном участке по месту регистрации либо на избирательном участке другого избирательного округа.

Для идентификации избирателя по его персональным и биометрическим данным согласие избирателя не требуется.

На обзорном мониторе, вывешенном на обозримом для представителей кандидатов, наблюдателей месте, отображаются следующие информации:

- количество избирателей, прошедших идентификацию;

- фотографии избирателей, проходящих и (или) прошедших идентификацию.

4.4. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к председателю избирательной комиссии по дистанционному голосованию с просьбой выдать ему повторный избирательный бюллетень взамен испорченного избирательного бюллетеня.

Председатель избирательной комиссии по дистанционному голосованию c помощью специальной СМАРТ-карты распечатывает повторный избирательный бюллетень, при этом для распечатки повторного избирательного бюллетеня к УИП необходимо приложить QR-код испорченного избирательного бюллетеня. Членами избирательной комиссии по дистанционному голосованию составляется акт о выдаче повторного избирательного бюллетеня (с указанием причины) и погашении испорченного избирательного бюллетеня. Погашение испорченного избирательного бюллетеня производится на месте обрезкой QR-кодов на нижнем правом и верхнем левом углов. Член избирательной комиссии по дистанционному голосованию, ответственный за списки избирателей, проставляет соответствующую отметку в списке напротив ФИО избирателя – участника дистанционного голосования.

Повторный избирательный бюллетень распечатывается только один раз.

V. Порядок подведения итогов дистанционного голосования

5.1. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до подведения итогов голосования в том же помещении, где проводилось голосование избирателей. Место, где производится непосредственный подсчет голосов избирателей, должно быть оборудовано таким образом, чтобы к нему был обеспечен доступ всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и представителей кандидатов. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех лиц, присутствующих при подсчете.

Членам избирательной комиссии по дистанционному голосованию за исключением председателя и секретаря избирательной комиссии по дистанционному голосованию, при подсчете голосов запрещается пользоваться письменными принадлежностями.

5.2. Подсчет бюллетеней дистанционного голосования на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики производится по избирательным бюллетеням установленной формы отдельно по каждому избирательному округу. После этого бюллетени, рассортированные по избирательным округам, подсчитываются отдельно по каждому кандидату и по позиции «Против всех».

Подсчёт осуществляется вслух путём перекладывания бюллетеней по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы все присутствующие при подсчёте могли видеть отметку избирателя и слышать результаты. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.

Перекладывание недействительных бюллетеней в действительные не допускается.

Данные, полученные по итогам подсчета избирательных бюллетеней по каждому избирательному округу и позиции «Против всех», объявляются и заносятся в протокол об итогах дистанционного голосования.

5.3. После подписания протоколов об итогах дистанционного голосования избирательная комиссия по дистанционному голосованию, незамедлительно оглашается итоги дистанционного голосования перед всеми присутствующими представителями кандидатов, наблюдателями, представителями средств массовой информации.

5.4. Избирательные бюллетени, списки избирателей – участников дистанционного голосования, чеки, первичные и итоговые протоколы АСУ, первичные и итоговые отчеты по идентификации упаковываются в отдельные пакеты, на которых указывается номер избирательного участка, количество избирательных бюллетеней, чеков и наименование списков избирателей. Пакеты опечатываются, подписываются членами избирательной комиссии по дистанционному голосованию и складываются в отдельный мешок или коробку и передаются в соответствующую окружную избирательную комиссию по месту образованного избирательного участка по дистанционному голосованию.

5.5. В информационной избирательной системе (далее – ИИС) формируются электронный протокол об итогах дистанционного голосования (далее – электронный протокол) по каждому избирательному округу, которые учитываются окружной избирательной комиссией при подведении итогов голосования на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по соответствующему избирательному округу.

Итоги дистанционного голосования отображаются на официальном сайте ИИС.

Системные администраторы избирательных комиссий распечатывают электронные протоколы и передают их председателю соответствующей окружной избирательной комиссией.

5.6. Электронный протокол содержит следующие данные:

- число избирателей, принявших участие в дистанционном голосовании;

- число действительных бюллетеней;

- число недействительных бюллетеней;

- список кандидатов, с указанием набранного количества голосов;

- число голосов, поданных за позицию «Против всех».

5.7. Подведение итогов голосования на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по соответствующему избирательному округу осуществляется окружной избирательной комиссией.

5.8. В процессе распечатки протоколов об итогах дистанционного голосования кандидатами, представителями кандидатов, наблюдателями, представителями средств массовой информации могут производиться фотографирование, видеосъемка.

5.9. Если при проведении дистанционного голосования были допущены какие-либо нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников в дистанционном голосовании, согласно избирательному законодательству итоги дистанционного голосования на данном избирательном участке могут быть признаны вышестоящей избирательной комиссией недействительными. В этом случае в соответствии с избирательным законодательством результаты выборов определяются по итогам голосования на избирательных участках, без учета итогов дистанционного голосования, признанных недействительными.