ПОЛОЖЕНИЕ о порядке использования Информационной избирательной системы

Утверждено постановлением

 Центральной комиссии по выборах

и проведению референдумов 

Кыргызской Республики 

от 1 августа 2025 года № 53 

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке использования Информационной избирательной системы

1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок и процедуру использования Информационной избирательной системы (далее - ИИС) в период подготовки и проведения выборов и референдумов Кыргызской Республики, регулирует отношения, возникающие при использовании ИИС при подготовке и проведении выборов и референдумов, при эксплуатации и развитии ИИС.

2. Правовой основой использования, эксплуатации и развития ИИС являются Конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», Конституционный Закон Кыргызской Республики «О референдуме Кыргызской Республики», Закон Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», нормативные правовые акты Кыргызской Республики в сфере информатизации и обеспечения безопасности информации государственных органов, а также нормативные правовые акты Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральной избирательной комиссии) по вопросам использования, эксплуатации и развития ИИС.

2. Основные цели и принципы использованияэксплуатации и развития ИИС

3. ИИС обеспечивает следующее:

обеспечение гласности деятельности комиссий по выборам и проведению референдумов при использовании.

оперативное информирование избирателей, участников референдума о ходе и результатах выборов и референдума.

недопустимость вмешательства в информационные процессы ИИС государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, других лиц и организаций, которые в соответствии с выборным законодательством не могут вмешиваться в данные процессы.

– обязательное применение ИИС при подготовке и проведении выборов и референдумов, недопустимость использования для этих целей вместо и помимо ИИС других автоматизированных систем и информационных технологий;

 обеспечение безопасности информации в ИИС в сочетании с открытостью и доступностью информации, содержащейся в информационных ресурсах ИИС, в соответствии с избирательным законодательством Кыргызской Республики;

обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием ИИС;

– недопустимость подключения и использования ИИС при проведении выборов и референдумов к иным информационным системам и сетям связи, не применяемым ИИС.

3. Структура информационной избирательной системы

4. Структура ИИС соответствует системе избирательных комиссий.

5. В состав ИИС входят:

– комплекс средств автоматизации Центральной избирательной комиссии (центральный уровень ИИС);

программное обеспечение ИИС ТИК;

комплекс АСУ УИК.

6. Изменение состава ИИС (пополнение, модернизация или замена отдельных частей, элементов и другие изменения) осуществляется по предложению УИКТ, при условии сохранения целостности, безопасности и работоспособности ИИС.

§ 1. Комплекс средств автоматизации Центральной избирательной комиссии

7. В состав комплекса средств автоматизации Центральной избирательной комиссии входят:

– программное обеспечение ИИС, выполняющее функции сбора, хранения, передачи и отображения информации о результатах выборов и референдумов;

– защищенные каналы связи для передачи данных с АСУ на центральный уровень Центральной избирательной комиссии;

– серверное оборудование, комплекс оборудования для размещения (установки) и функционирования программного обеспечения ИИС и обеспечения информационной безопасности.

8. Организационное, техническое, информационное, методическое и иное обеспечение ИИС осуществляет УИКТ.

9. Информационная безопасность ИИС обеспечивается УИКТ.

§ 2. Программное обеспечение ИИС ТИК

10. Программное обеспечение ИИС в ТИК используется для ввода:

– информации по кандидатам и политическим партиям на выборах депутатов местных кенешей;

– данных протокола об итогах голосования.

11. Ответственным за использование программного обеспечения ИИС ТИК является системный администратор соответствующей ТИК.

12. Информационная безопасность ИИС в ТИК обеспечивается системным администратором соответствующей ТИК.

13. Во время подготовки и проведения выборов и референдумов системный администратор ТИК обязан строго соблюдать требования Регламента и следовать его инструкциям.

14. Системному администратору ТИК запрещается предоставлять другим лицам:

– данные для доступа в программное обеспечение ИИС;

– доступ в помещение, где находится программное обеспечение ИИС.

§ 3. Комплекс АСУ УИК

15. Комплекс средств автоматизации УИК состоит из:

1) АСУ – основного и резервного;

2) средств передачи данных на центральный сервер Центральной избирательной комиссии;

3) средств обеспечения бесперебойного электрического питания.

16.Ответственными за порядок работы АСУ в УИК являются председатель и операторы АСУ соответствующей УИК.

17. Председатель и операторы АСУ имеют совместный ключ доступа для инициализации АСУ в дни тестирования и в день проведения голосования.

18. Оператор АСУ находится в непосредственном подчинении председателя соответствующей УИК и подотчетен председателю с момента закрепления его за данным участком и до определения результатов выборов и референдумов.

19. Во время подготовки и проведения выборов и референдумов ответственные за работу АСУ обязаны строго соблюдать требования Регламента и следовать его инструкциям.

20. Оператору АСУ запрещается предоставлять данные другим лицам:

для доступа в АСУ;

по настройке АСУ.

4. Использование информационной избирательной системы

21. ИИС предназначена для реализации информационных процессов в период подготовки и проведения выборов и референдумов.

22. В ИИС производится сбор, свод и отображение информации о явке избирателей, а также предварительных итогов голосования, полученных посредством АСУ, и окончательных итогов голосования на основании ручного подсчета голосов.

23. ИИС используется при проведении:

выборов Президента;

выборов депутатов Жогорку Кенеша;

выборов депутатов местных кенешей;

референдума.

24. Данные об итогах голосования, полученные ИИС посредством АСУ, являются предварительной информацией.

Данные об итогах голосования, полученные ИИС посредством АСУ по дистанционным участкам имеют юридическую силу.

25. Порядок подготовки и проведения голосования с использованием ИИС включает в себя следующие этапы:

– подготовка кампании в ИИС;

начало голосования;

проведение голосования;

завершение голосования;

подведение итогов голосования.

§ 1. Подготовка кампании в информационной избирательной системы

26. Избирательная кампания в ИИС формируется сотрудниками ОУИИС после назначения даты выборов. При формировании кампании вводится следующая информация:

– тип выборов (выборы Президента, депутатов Жогорку Кенеша, депутатов местных кенешей, референдум);

наименование избирательной кампании;

– дата и время голосования.

27. После формирования сотрудником ОУИИС соответствующей избирательной кампании, в ИИС вводится следующая информация:

– статистика по избирателям;

– избирательные участки данной кампании;

– график отображения явки;

– дата опубликования данных по кампании;

Также вводится следующая информация:

– При проведении выборов Президента:

– по кандидатам.

– При проведении выборов депутатов:

– по кандидатам

При проведении выборов депутатов местных кенешей:

 для айылных кенешей - по кандидатам;

 для городских кенешей - по политическим партиям и партийным спискам.

– При проведении референдума:

– по вопросам, вынесенным на референдум.

28. По итогам завершения формирования кампании готовятся конфигурационные файлы АСУ по каждому УИК, которые совместно с ключом доступа к АСУ передаются председателям соответствующих УИК.

29. Системный администратор соответствующей ТИК не позднее 10 (десяти) календарных дней до дня голосования вносит в систему следующие данные:

– информацию об избирательных участках, округах;

– данные по кандидатам в депутаты и политическим партиям в местные кенеши;

– данные об ОИК/ТИК;

– контактные данные ОИК/ТИК;

– информацию о составе ОИК/ТИК;

– номера избирательных участков;

– адреса всех УИК, входящих в состав соответствующей ОИК/ТИК;

– информацию о председателе и секретаре по каждой УИК.

30. В период подготовки к выборам и референдумам проводится тестирование ИИС.

§ 2. Начало голосования

31. В день выборов, перед началом голосования оператор АСУ проводит следующие действия:

– производит проверку АСУ, подключает его к сети питания;

– инициализирует АСУ с помощью ключа доступа;

– вводит № соответствующего избирательного участка, дату и время голосования;

– на мониторе АСУ выбирает функцию распечатки начального (нулевого) отчета, в котором количество обработанных бюллетеней и количество голосов избирателей, набранных каждым кандидатом, должны иметь значение «ноль». Данный отчет распечатывается в необходимом количестве, заверяется печатью и предоставляется председателю, членам УИК, наблюдателям и представителям кандидатов, политических партий, находящимся в помещении УИК.

§ 3. Проведение голосования

32. Голосование производится только с использованием АСУ, за исключением случая, указанного в пунктах 37, 38.

33. В день проведения выборов, до завершения голосования, АСУ не должна быть подключена к сети передачи данных.

34. Интервалы времени по отображению явки избирателей определяется решением Центральной избирательной комиссии данные о явке определяются по количеству прошедших идентификацию в онлайн формате в автоматическом режиме с системы идентификации избирателей.

35. Во время голосования на выборах в местные кенеши или при офлайн идентификации, сведения по отображению явки избирателей:

– оператор идентификации фиксирует данные о количестве прошедших идентификацию с монитора УИП и передает ответственному члену соответствующей ТИК;

– системный администратор соответствующей ТИК вносит данные о явке избирателей по каждому избирательному участку.

36. В день проведения выборов информация о явке избирателей отображается на сайте ИИС по графику, утвержденному решением Центральной избирательной комиссии.

37. В случае сбоя АСУ в день выборов оператор АСУ незамедлительно обращается к специалистам группы технической поддержки Центральной избирательной комиссии. Если по результатам осмотра работоспособность АСУ не подлежит к восстановлению голосование осуществляется на основе использования резервной АСУ. При этом УИК составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами УИК и операторами, наблюдателями, представителями кандидатов.

38. В случае утраты работоспособности резервных АСУ, голосование осуществляется на основании стационарного (прозрачного) ящика для голосования. При этом УИК также составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами УИК, операторами, наблюдателями, представителями кандидатов.

О каждом случае сбоя АСУ, председатели УИК обязаны оперативно сообщать в группу технической поддержки Центральной избирательной комиссии.

В случае, если до установления резервной АСУ на участке использовался стационарный (прозрачный) ящик для голосования, то после окончания голосования избирательные бюллетени, находящиеся в стационарном (прозрачном) ящике для голосования, извлекаются и пропускаются через действующую АСУ в присутствии наблюдателей, представителей кандидатов.

В случае восстановления работоспособности замененных в результате сбоя АСУ допускается их использование после завершения голосования для составления итогового отчета. При этом составляется акт, который подписывается всеми присутствующими членами УИК, операторами, наблюдателями, представителями кандидатов.

§ 4. Завершение голосования

39. После завершения голосования оператору АСУ необходимо:

– на мониторе АСУ выбрать функцию распечатки отчета АСУ об итогах голосования, в котором отображается количество обработанных бюллетеней и суммарное значение количества голосов избирателей, набранных каждым кандидатом или политической партией. Данный отчет распечатывается в необходимом количестве, заверяется печатью и предоставляется председателю и членам УИК, наблюдателям и представителям кандидатов и политических партий;

– АСУ подключается к защищенному каналу связи и данные об итогах голосования передаются на центральный сервер Центральной избирательной комиссии.

40. В случае отсутствия связи на избирательном участке, передача данных на центральный сервер Центральной избирательной комиссии осуществляется в близлежащей избирательной комиссии, которая определяется ОИК/ТИК. После окончания голосования и отправки данных с АСУ на центральный сервер Центральной избирательной комиссии, полученные предварительные данные с АСУ в автоматическом режиме отображаются на сайте ИИС.

41. После завершения ручного подсчета избирательных бюллетеней членами УИК составляется протокол об итогах голосования, который незамедлительно передается в соответствующую ОИК/ТИК.

§ 5. Подведение итогов голосования

42. Протокол УИК об итогах голосования после предварительной проверки ОИК/ТИК правильности составления, передается председателем и секретарем УИК системному администратору ОИК/ТИК для ввода в ИИС.

43. Данные протоколов УИК вводятся в ИИС системным администратором соответствующей ОИК/ТИК в присутствии председателя соответствующей УИК и ответственного члена ОИК/ТИК.

44Если данные протокола не соответствуют контрольным соотношениям согласно порядку, утвержденному Центральной избирательной комиссией, то при вводе в ИИС система не сохраняет протокол и выдает сообщение с содержанием допущенной ошибки в соответствующей строке (строках) протокола. В этом случае системный администратор возвращает данный протокол в ОИК/ТИК для повторной проверки.

45. Повторный ввод протокола в систему производится только после принятия Центральной избирательной комиссии соответствующего решения, принятого на основании обращения ОИК/ТИК с приложенным актом о допущенной ошибке и/или объяснительными записками сотрудников соответствующих УИК.

46. После ввода протокола в систему производится контрольная распечатка данных, введенных в систему, которые должны быть идентичны данным оригинала протокола на бумажном носителе.

47. Контрольная распечатка данных производится в 3-х (трех) экземплярах и каждый экземпляр заверяется подписями системного администратора ОИК/ТИК, ответственного члена ОИК/ТИК и председателя УИК, с указанием даты и времени ввода в ИИС.

48. Один экземпляр контрольной распечатки остается у системного администратора ОИК/ТИК, второй экземпляр передается председателю УИК, третий экземпляр прикладывается к оригиналу протокола и передается в соответствующую ОИК/ТИК.

49. Электронный протокол избирательного участка дистанционного голосования выгружается из ИИС и передается ОИК/ТИК. Форма утверждается решением Центральной избирательной комиссии.

50. В ИИС отражаются данные каждого введенного протокола по соответствующим избирательным участкам.

51. Порядок формирования сводного протокола и сводной таблицы о предварительных итогах голосования:

– после ввода в ИИС протоколов об итогах голосования по всем УИК, системный администратор ОИК/ТИК распечатывает контрольный экземпляр протокола и сводной таблицы об итогах голосования по соответствующей ОИК/ТИК;

– контрольный экземпляр протокола и сводной таблицы, распечатанные из системы, прикладываются к оригиналу протокола и сводной таблицы об итогах голосования по соответствующей ОИК/ТИК.

52. Центральная избирательная комиссия после принятия соответствующих решений размещает результаты ручного подсчета на официальном сайте Центральной избирательной комиссии.

53. Информация о результатах голосования, полученная с АСУ, после завершения голосования автоматически отображается на сайте ИИС.

5. Тестирование

54. Тестирование ИИС - процесс проверки работоспособности всего комплекса ИИС.

55. Перед проведением выборов и референдумов, на этапе подготовки к выборам проводится обязательное тестирование ИИС по избирательной кампании предстоящих выборов и референдумов.

56. При необходимости, тестирование ИИС по требуемому виду кампании, проводится между выборами.

57. Перед тестированием разрабатывается план тестирования УИКТ и утверждается председателем Центральной избирательной комиссии, в котором указывается сроки и этапы проведения тестирования.

58. При проведении тестирования создается кампания.

59. По результатам проведенного тестирования составляется отчет УИКТ о результатах тестирования.

60. В случае выявления замечаний по результатам проведенного тестирования осуществляются работы по их устранению. После устранения выявленных недостатков проводится повторное тестирование.

61. По итогам тестирования и удаления тестовых сведений ответственным сотрудником ОПТОиБД из базы данных ИИС, данная кампания переходит в режим основной кампании выборов и референдумов.

6. Доступ к информационной избирательной системе

62. Доступ к ИИС предоставляется:

– сотрудникам ОУИИС - для формирования новой кампании, ввода данных по созданным кампаниям, для ввода данных протокола УИК об итогах голосования;

– системным администраторам ОИК/ТИК - для ввода сведений о кандидатах, политических партиях, явке избирателей и для ввода данных протокола УИК;

– операторам АСУ на УИК - для тестирования и работы в день голосования в рамках обслуживания АСУ;

– пользователям для просмотра информации о выборной кампании, о явке избирателей и итогах голосования через сайт ИИС.

63. Процедура регистрации и предоставления доступа отражается в Регламенте.

64. Запрещается доступ в ИИС иным сотрудникам и в иных целях, за исключением пункта 62. При нарушении данного пункта инициируется служебная проверка. Процедура инициализации и проведения служебных проверок отражается в Регламенте.

65. О фактах нарушений, указанных в пункте 64 в течении 24-х часов уведомляются руководство и члены Центральной избирательной комиссии.

7. Информационная безопасность

66. Информационная безопасность в ИИС обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты, а также посредством осуществления контроля за использованием ИИС.

67. Основными мерами защиты являются:

– исключение несанкционированного доступа к ИИС;

– обеспечение подлинности и целостности информации в ИИС;

– использование защищенных каналов связи для передачи данных;

– специальная всесторонняя проверка готовности ИИС перед подготовкой и проведением выборов и референдумов;

– постоянное усовершенствование политики информационной безопасности;

– соблюдение политики информационной безопасности, ее регламентов и инструкций;

– организация и проведение работ по обеспечению сохранности и работоспособности комплексов средств автоматизации;

постоянное ведение работ по развитию и усовершенствованию ИИС в сфере информационной безопасности;

– подготовка уполномоченных сотрудников, выдача сертификатов о праве эксплуатации ИИС;

– установление ответственности за нарушение правил использования и эксплуатации ИИС.

8. Ответственность

68. Ответственные сотрудники Центральной избирательной комиссии, а также соответствующих ОИК, ТИК и УИК обязаны строго соблюдать нормы настоящего Положения. За нарушение норм настоящего Положения несут ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

9. Развитие информационной избирательной системы

69. В целях улучшения характеристик ИИС, развития ее функций постоянно проводятся работы по модернизации ИИС.

70. Модернизация ИИС направлена на повышение эффективности использования, расширение возможности граждан по реализации их избирательных прав и контроля общественности за ходом избирательного процесса и подведением итогов голосования.

71. Для определения направлений модернизации и развития разрабатывается концепция развития ИИС и утверждается решением Центральной избирательной комиссии.

Сокращения:

Центральная избирательная комиссия – Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики;

УИКТ - Управление информационно-коммуникационных технологий Аппарата ЦИК;

– ОПТОиБД - Отдел программно-технического обеспечения и безопасности данных УИКТ;

– ИИС - Информационная избирательная система;

ОУИИС - Отдел по управлению ИИС и работе со списками избирателей УИКТ;

ОЭИО - Отдел по эксплуатации избирательного оборудования УИКТ;

–  ОИК - Окружная избирательная комиссия;

ТИК - Территориальная избирательная комиссия;

– УИК - Участковая избирательная комиссия;

– АСУ - Автоматически считывающая урна;

ПБ - Политика информационной безопасности ЦИК;

Регламент - Регламент по использованию ИИС;

ИТ - Информационные технологии;

УИП - устройство идентификации с принтером.