ПОЛОЖЕНИЕ О порядке формирования, учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, политической партии при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Утверждено постановлением
Центральной комиссии по выборам
и проведению референдумов
Кыргызской Республики
от 29 августа 2025 г. № 65
ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке формирования, учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, политической партии при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее - конституционный Закон) и регулирует порядок открытия и ведения специальных счетов избирательных фондов кандидатов, политических партий, учета и отчетности по средствам избирательных фондов кандидатов, политических партий при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
2. Кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, выдвинутые по многомандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, а также политические партии, выдвинувшие кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по многомандатным избирательным округам, обязаны создать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.
3. Избирательный фонд кандидата, политической партии может создаваться за счет средств, образованных с учетом требований конституционного Закона, а именно:
– собственных средств кандидата, политической партии;
– добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.
4. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банковском учреждении. Данный счет открывается кандидатом, политической партией с разрешения Центральной избирательной комиссии.
5. Перечень банковских учреждений или мобильных приложений, порядок открытия, ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливаются Центральной избирательной комиссией по согласованию с банковскими или иными учреждениями.
6. Кандидаты, политические партии вправе назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам, для решения вопросов в создании избирательного фонда для финансирования избирательной кампании кандидата, политической партии, решения вопросов по учету и контролю законности поступления и расходования денежных средств, по подготовке и сдаче финансовой отчетности по средствам избирательных фондов.
Список уполномоченных представителей, в том числе уполномоченного представителя по финансовым вопросам, кандидата, политической партии представляется в Центральную избирательную комиссию с указанием полномочий, фамилии, имени, отчества, даты рождения, серии и номера паспорта, даты его выдачи, адреса места жительства, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), номера телефона адреса электронной почты каждого уполномоченного представителя.
В отношении уполномоченного представителя по финансовым вопросам дополнительно указывается также право подписи финансовых документов.
К списку, представляемому в Центральную избирательную комиссию, прилагается письменное согласие каждого перечисленного лица осуществлять деятельность уполномоченного представителя.
7. Центральная избирательная комиссия в течение 3 календарных дней со дня поступления необходимых документов выдает регистрационные свидетельства уполномоченным представителям по финансовым вопросам, либо принимает мотивированное решение об отказе в регистрации в соответствии с конституционным Законом.
Уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата, политической партии считается назначенным, приобретает права и обязанности уполномоченного представителя после регистрации и выдачи Центральной избирательной комиссией регистрационного свидетельства.
8. Данные об уполномоченных представителях кандидата, политической партии, номер специального счета избирательного фонда, открытого в банковском учреждении, должны быть внесены кандидатом, уполномоченными представителями кандидата, политической партии в электронном машиночитаемом виде в информационную систему Центральной избирательной комиссии.
9. Срок полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам истекает через 20 календарных дней со дня определения результатов выборов.
10. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам, политическим партиям, их уполномоченным представителям по финансовым вопросам.
11. Кандидаты, политические партии, выдвинувшие кандидатов, после регистрации продолжают ведение открытых счетов собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации.
12. Несоздание кандидатом, политической партией своего избирательного фонда является основанием для отказа в регистрации кандидата.
13. Порядок налогообложения средств избирательных фондов, добровольных пожертвований и перечислений в указанные фонды, а также расходов из указанных фондов устанавливается законами Кыргызской Республики.
2. Порядок открытия и закрытия специальных счетов избирательных фондов
14. Центральная избирательная комиссия, окружные избирательные комиссии по решению Центральной избирательной комиссии на период подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики вправе принимать заявления, уведомления от кандидатов по многомандатному избирательному округу, выдавать им разрешения (справки) на открытие специального счета избирательного фонда.
15. Для формирования избирательного фонда кандидат по многомандатному избирательному округу с момента выдвижения и до представления документов для регистрации должен направить в Центральную избирательную комиссию или в соответствующую окружную избирательную комиссию заявление на открытие специального счета избирательного фонда с указанием имен и данных лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами избирательного фонда, обладающих правом подписи финансовых документов (Форма №1 Приложения к настоящему Положению).
Политическая партия, выдвинувшая кандидата по многомандатному избирательному округу, в течение 5 календарных дней после регистрации избирательной комиссией уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам должна направить в Центральную избирательную комиссию заявление на открытие специального счета избирательного фонда с указанием имени и данных лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами избирательного фонда, обладающих правом подписи финансовых документов (Форма №1 Приложения к настоящему Положению)
16. Документы для открытия специального счета избирательного фонда (Форма №1 Приложения к настоящему Положению), которые представляются в Центральную избирательную комиссию (соответствующую окружную избирательную комиссию), удостоверяются:
– подписью кандидата по многомандатному избирательному округу при самовыдвижении;
– подписью руководителя политической партии, выдвинувшей кандидатов и печатью политической партии;
– подписью уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, политической партии (в случае его назначения).
17. Центральная избирательная комиссия (соответствующая окружная избирательная комиссия), обязана незамедлительно выдать кандидату, политической партии письменное разрешение (справку) для открытия специального счета в целях формирования избирательного фонда кандидата, политической партии (Форма №2 Приложения к настоящему Положению).
18. После получения от Центральной избирательной комиссии (соответствующей окружной избирательной комиссии) письменного разрешения (справки) на открытие специального счета по форме №2, кандидат по многомандатному избирательному округу, политическая партия, выдвинувшая кандидатов, открывают специальный счет для формирования избирательного фонда.
Кандидат, политическая партия вправе открыть только один специальный счет своего избирательного фонда.
Кандидат, политическая партия открывают специальный счет для формирования избирательного фонда в банковском учреждении, установленном Центральной избирательной комиссией.
19. Открытие специального счета осуществляется банковским учреждением после предоставления документов, требуемых банковским учреждением, и следующих документов, предоставляемых Центральной избирательной комиссией (соответствующей окружной избирательной комиссией):
1) письменного разрешения Центральной избирательной комиссии (соответствующей окружной избирательной комиссии) по форме № 2 (Форма №2 приложения к настоящему Положению);
2) копии решения Центральной избирательной комиссии о регистрации уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам (в случае его назначения);
3) копии регистрационного свидетельства уполномоченного представителя по финансовым вопросам (в случае его назначения).
20. Кандидат по многомандатному избирательному округу лично (в случае отсутствия уполномоченного представителя по финансовым вопросам), либо, уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата, политической партии в 3-дневный срок, со дня открытия специального счета избирательного фонда, обязан письменно сообщить в Центральную избирательную комиссию (в соответствующую окружную избирательную комиссию) реквизиты специального счета по форме № 3.
21. Все условия обслуживания специального счета избирательного фонда должны быть отражены в договоре на обслуживание банковского счета.
22. Специальный счет избирательного фонда закрывается банковским учреждением по указанию Центральной избирательной комиссии после представления кандидатом, политической партией итогового финансового отчета.
3. Источники финансирования избирательных фондов
23. Избирательный фонд политической партии, выдвинувшей кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша по многомандатным избирательным округам, может формироваться за счет следующих денежных средств, а также материалов агитационно-информационного характера, которые учитываются Центральной избирательной комиссией:
1) собственные средства кандидата, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 15 000 раз;
2) собственные средства политической партии, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 1 000 000 раз;
3) пожертвования физических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 2 000 раз;
4) пожертвования юридических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 30 000 раз.
Предельная сумма поступивших и израсходованных денежных средств избирательного фонда политической партии, выдвинувшей кандидатов, не может превышать расчетный показатель более чем в 200 000 раз на одного кандидата.
Формула расчета предельной суммы поступивших и израсходованных денежных средств избирательного фонда одного кандидата, выдвинутого политической партией:
S1 = ССК1 + ССП1 / N + (ПФЛ + ПЮЛ)/ N, где
S1 – предельная сумма поступивших и израсходованных денежных средств избирательного фонда одного кандидата и должна быть < = 200000 расчетных показателей (далее – р.п.);
ССК1 – собственные средства кандидата, должны быть <= 15000 р.п.;
ССП1 – собственные средства политической партии, должны быть <=1000000 р.п./N;
ПФЛ – общая сумма пожертвования физических лиц, должна быть <=2000 р.п на 1 физическое лицо;
ПЮЛ – общая сумма пожертвования юридических лиц, должна быть <=30000 р.п на 1 юридическое лицо);
N – количество кандидатов, выдвинутых политической партией.
Таким образом, общая предельная сумма избирательного фонда политической партии будет рассчитываться по формуле:
SN = сумма ССК + ССП + ПФЛ + ПЮЛ, где
SN - общая предельная сумма избирательного фонда политической партии <=200000 р.п. х N, где N - количество кандидатов, выдвинутых политической партией;
Сумма ССК – общая сумма собственных средств всех кандидатов, выдвинутых политической партией, на 1 физическое лицо <= 15000 р.п х N;
ССП – общая сумма собственных средств политической партии, должна быть <=1000000 р.п.;
ПФЛ – общая сумма пожертвований физических лиц <=2000 р.п х N;
ПЮЛ – общая сумма пожертвования юридических лиц <=30000 р.п х N.
24. Избирательный фонд кандидата в депутаты Жогорку Кенеша по многомандатным избирательным округам может формироваться за счет следующих денежных средств, которые учитываются Центральной избирательной комиссией:
– собственные средства кандидата, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 100 000 раз;
– средства, выделенные кандидату политической партией, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 10 000 раз;
– пожертвования физических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 5 000 раз;
– пожертвования юридических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 5 000 раз.
Предельная сумма поступивших и израсходованных денежных средств избирательного фонда кандидата не может превышать расчетный показатель более чем в 200 000 раз.
25. Нарушение порядка формирования избирательного фонда кандидата, политической партии в депутаты Жогорку Кенеша и превышение предельной суммы поступлений/расходов избирательного фонда из расчета на каждого кандидата влекут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.
26. Денежные средства, поступающие в избирательные фонды кандидатов, политических партий, исчисляются от расчетного показателя, установленного законом Кыргызской Республики на день назначения выборов.
27. Денежные средства, поступающие в избирательные фонды, должны приниматься только в национальной валюте. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются.
28. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата, только через избирательные фонды.
29. Внесение в избирательный фонд собственных средств кандидата, политической партии и добровольных пожертвований производится через банковский расчетный счет безналичным платежом либо наличным платежом через расчетно-кассовые отделения банковских учреждений.
Запрещается безналичный перевод или внесение наличных денежных средств через неидентифицируемые платежные системы во избежание признания такого пожертвования анонимным.
При внесении добровольного пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: персональный идентификационный номер (ПИН), фамилию, имя, отчество.
При внесении добровольного пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), наименование.
Жертвователь, имеющий банковский расчетный счет в банковском учреждении, которое включено в перечень, утверждаемый Центральной избирательной комиссией, может осуществить перечисление добровольного пожертвования через мобильное приложение этого банковского учреждения.
30. Добровольным пожертвованием признается безвозмездное внесение собственных денежных средств на специальный счет избирательного фонда кандидата, политической партии.
31. Добровольные пожертвования в соответствующий избирательный фонд, поступившие от физических лиц, принимаются банковским или иным учреждением только по предъявлению паспорта гражданина Кыргызской Республики. В квитанциях на взнос денег наличными полные данные жертвователя указываются в графе «назначение платежа». При перечислении указанных средств из банка, получившего денежные средства, в банк, в котором находится избирательный фонд, данные о жертвователе в платежном поручении, должны быть указаны полностью.
32. Добровольные пожертвования в избирательный фонд, поступившие от юридических лиц, принимаются банковским или иным учреждением только по предъявлении справок об отсутствии задолженности перед бюджетом из соответствующей налоговой службы и отделения Социального фонда Кыргызской Республики.
33. Денежные средства, поступившие сверх установленного размера, зачислению в избирательные фонды не подлежат и возвращаются гражданам и организациям. При этом расходы, связанные с возвратом указанных средств, покрываются за счет внесших их граждан и организаций.
34. В случаях отказа в регистрации кандидата, снятия кандидатом своей кандидатуры или отмены (аннулирования) регистрации кандидата, поступившие в избирательный фонд денежные средства, подлежат безотлагательному возврату внесшим их гражданам и организациям пропорционально вложенным средствам. При этом расходы, связанные с возвратом указанных средств, покрываются за счет внесших их граждан и организаций.
35. В случае проведения повторного голосования общая предельная сумма поступивших и израсходованных денежных средств избирательного фонда кандидата, политической партии может быть увеличена в полтора раза.
36. При проведении повторного голосования финансовые операции по специальным счетам кандидатов, в отношении которых проводится повторное голосование, возобновляются в день назначения дня повторного голосования.
4. Запреты на пожертвования в избирательные фонды
37. Запрещаются добровольные пожертвования в избирательные фонды:
– иностранных государств, иностранных государственных органов, учреждений и предприятий, других иностранных юридических лиц, их филиалов и представительств, иностранных граждан, международных организаций, зарегистрированных в Кыргызской Республике юридических лиц, участниками которых являются иностранные граждане и юридические лица;
– лиц без гражданства;
– органов государственной власти и органов местного самоуправления;
– государственных и муниципальных учреждений и предприятий;
– юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в уставном капитале, а также пользующихся льготами по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей;
– воинских частей, военных учреждений и организаций;
– правоохранительных органов, судов;
– организаций, занимающихся благотворительной деятельностью;
– религиозных организаций;
– анонимные пожертвования (под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал одно из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, паспортные данные, а также если им указаны недостоверные сведения о себе).
38. Запрещается внесение в избирательный фонд кандидата, политической партии денежных средств юридическими лицами, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеющими задолженность перед государственным бюджетом или Социальным фондом Кыргызской Республики.
Кандидат, политическая партия не несут ответственности в случае перечисления указанными юридическими, физическими лицами денежных средств в избирательный фонд.
В случае если в избирательный фонд кандидата, политической партии поступили денежные средства от вышеуказанных физических и юридических лиц, то по решению суда банковское или иное учреждение обязано перечислить эта средства в государственный бюджет или Социальный фонд при Кабинете Министров Кыргызской Республики.
39. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющим права осуществлять такое пожертвование согласно пункта 37 настоящего Положения, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме.
В случае, если на специальный счет избирательного фонда кандидата, политической партии поступили денежные средства от анонимного жертвователя, запрещенного пункта 37 настоящего Положения, то эти средства перечисляются в доход республиканского бюджета в течение 3 рабочих дней.
40. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом с нарушением требований пунктов 23, 24 настоящего Положения, статей 62, 621 конституционного Закона, то оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный конституционным Законом максимальный размер пожертвования, с указанием в назначении платежа причины возврата. При этом расходы, связанные с возвратом указанных средств, покрываются за счет внесших их граждан и организаций.
5. Избирательный взнос
41. Кандидат по многомандатному избирательному округу из средств своего избирательного фонда (специального счета) вносит на депозитный счет Центральной избирательной комиссии избирательный взнос в размере трехтысячекратного расчетного показателя, установленного конституционным Законом, о чем получает банковский документ, подтверждающий внесение избирательного взноса.
Политические партии, выдвинувшие кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша по многомандатным избирательным округам, из средств своих избирательных фондов (специального счета) вносят на депозитный счет Центральной избирательной комиссии избирательный взнос за каждого кандидата в размере трехтысячекратного расчетного показателя, установленного конституционным Законом, о чем получает банковский документ, подтверждающий внесение избирательного взноса.
При этом, при перечислении избирательного взноса в платежном поручении в графе «назначение платежа» необходимо указать: «Избирательный взнос за кандидата (фамилия, имя, отчество) / с учетом инвалидности (I, II, или III группы) (при необходимости)».
42. Уполномоченные представители политических партий, кандидатов, либо кандидаты по многомандатному избирательному округу лично (в случае отсутствия у них уполномоченных представителей), для регистрации кандидата/кандидатов не позднее чем за 40 календарных дней до дня выборов, до 18 часов местного времени, представляют в Центральную избирательную комиссию банковский документ (оригинал), удостоверяющий внесение избирательного взноса (вместе с другими документами в соответствии с требованиями частей 1 и 5 статьи 61 конституционного Закона).
43. Кандидаты с инвалидностью вносят средства из своего избирательного фонда на депозитный счет Центральной избирательной комиссии с учетом группы инвалидности:
– инвалидам III группы - в размере семисоткратного расчетного показателя, установленного законодательством;
– инвалидам I и II групп - в размере пятисоткратного расчетного показателя, установленного законодательством.
Для регистрации кандидата в Центральную избирательную комиссию представляются банковский документ (оригинал), подтверждающий внесение избирательного взноса, и справка об установлении инвалидности, выданная уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законодательством.
44. Избирательный взнос не подлежит возврату и перечисляется в республиканский бюджет Кыргызской Республики.
6. Расходование средств избирательных фондов
45. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением выборной кампании.
46. Средства избирательных фондов могут использоваться только на:
1) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на предвыборную агитацию;
2) оплату избирательного взноса в размере, установленном настоящим конституционным Законом;
3) оплату за выполнение работ, оказание услуг, непосредственно связанных с проведением выборной кампании, в частности, за:
– услуги информационного и консультативного характера;
– выпуск и распространение агитационных материалов в средствах массовой информации и социальных сетях;
– аренду помещений, оборудования;
– покрытие транспортных и командировочных расходов;
– услуги связи;
– приобретение канцелярских товаров, оборудования;
– публикация объявлений и выступлений в средствах массовой информации и социальных сетях;
– проведение предвыборных собраний, встреч с избирателями.
47. Кандидатам, политическим партиям запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по ведению предвыборной агитации, осуществлению других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды.
Кандидат, политическая партия имеет право использовать только те пожертвования граждан и юридических лиц, которые в установленном порядке перечислены жертвователями до дня голосования.
48. Все финансовые операции по расчетам с физическими и юридическими лицами, а также по возврату неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, прекращаются не позднее 5 календарных дней после дня голосования.
49. Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете избирательного фонда, возвращаются кандидату, политической партии после дня голосования пропорционально вложенным ими средствам.
7. Расчеты с гражданами и юридическими лицами
50. Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении (оказании) определенных работ (услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, политической партии, заключаются лично кандидатом, либо его уполномоченным представителем по вопросам, связанным с участием в выборах, уполномоченным представителем по вопросам, связанным с участием в выборах политической партии.
Договоры и соглашения по оплате из специальных счетов кандидатов, политических партий не могут заключаться позднее дня, предшествующего дню голосования.
51. Расчеты между кандидатом, политической партией и физическими, юридическими лицами за выполнение (оказание) работ (услуг), связанных с проведением выборной кампании, осуществляются только в безналичном порядке.
При наличии банковского расчетного счета допускается осуществление таких расчетов через системы мобильных банковских приложений, включенные в перечень, утверждаемый Центральной избирательной комиссией.
При этом оплата по безналичному расчету лицам, получающим адресную социальную помощь, малоимущим и имеющим право на льготы, за выполнение определенных работ (оказание услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, политической партии, не является для уполномоченного государственного органа причиной отказа от социальных выплат, предусмотренных законодательством.
52. Кандидат, политическая партия вправе заключить договоры о выполнении услуг по агитации с гражданами Кыргызской Республики в пределах:
– политическая партия не более 1 000 агитаторов на одного кандидата;
– кандидат от многомандатного округа не более 1 000 агитаторов.
При этом, кандидат, политическая партия должны вести реестр агитаторов и один раз в неделю предоставлять в Центральную избирательную комиссию список (а в последующем – обновленный список) агитаторов с указанием их фамилии, имени, отчества и ИНН, а в случае запроса Центральной избирательной комиссией – незамедлительно. При этом список агитаторов должен быть подписан кандидатом и/или уполномоченным представителем по вопросам, связанным с участием в выборах кандидата, либо уполномоченным представителем по вопросам, связанным с участием в выборах политической партии. Также у подписантов должны быть указаны фамилия имя, отчество, номер удостоверения кандидата, номер регистрационного свидетельства уполномоченного представителя, наименование и печать политической партии.
53. Платные работы и услуги, выполняемые гражданами и юридическими лицами, должны оформляться в письменной форме (договор, счет-фактура, накладные, акт приема-передачи и др.). Договора должны содержать реквизиты сторон, сведения об объеме поручаемой работы, ее стоимость, расценки по видам работ (калькуляция, смета), порядок оплаты, сроки выполнения работ, ответственность сторон и другие условия. Договоры о привлечении граждан к выполнению работ и оказанию услуг могут быть заключены только с совершеннолетними гражданами Кыргызской Республики. Выполненные работы и услуги должны подтверждаться актами их приемки или накладными документами на отпущенную продукцию, подписанными заказчиком (уполномоченным представителем по финансовым вопросам) и исполнителем.
Кандидаты, политические партии должны составить Договоры на оказание (возмездных или безвозмездных) услуг с уполномоченными представителями, наблюдателями, доверенными лицами, с представителями кандидата, политической партии в избирательных комиссиях, а также со всеми агитаторами.
54. Все печатные и иные агитационные материалы должны содержать наименование и адрес организации, индивидуального предпринимателя (фамилию, имя, отчество), изготовивших агитационные материалы, фамилию, имя, отчество кандидата, наименование политической партии, заказавшего(ей) изготовление агитационных материалов, информацию о тираже и дате их выпуска, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, а также фамилию, имя, отчество кандидата или уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, политической партии, оплатившего заказ.
Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.
55. Запрещается изготовление предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты из соответствующего избирательного фонда.
56. Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам работ, услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами юридическими лицами, их филиалами, представительствами, а также физическими лицами, за исключением уполномоченных представителей, доверенных лиц, наблюдателей, представителей кандидатов, политических партий в избирательных комиссиях, которые вправе осуществлять свои полномочия, выполнять работы и услуги, прямо или косвенно связанные с выборами, на безвозмездной основе.
8. Учет, отчетность и контроль
57. Кандидаты, политические партии обязаны вести учет поступления и расходования денежных средств своих избирательных фондов.
При этом кандидат, по многомандатному округу или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам должен вести учет предельных сумм, поступивших на специальный счет его избирательного фонда согласно нормам пункта 24 настоящего Положения, а также всех расходов.
Уполномоченный представитель по финансовым вопросам политической партии должен вести учет предельных сумм, поступивших на специальный счет избирательного фонда по каждому кандидату в отдельности, согласно нормам и формулам, приведенным в пункте 23 настоящего Положения, а также всех расходов.
58. Кандидаты, политические партии обязаны представить в Центральную избирательную комиссию отчеты о размерах и всех источниках создания своего избирательного фонда, а также всех произведенных затратах.
Финансовый отчет представляется:
– на бумажном носителе (с подписью, печатью политической партии);
– в электронной версии (сканированная копия с подписью и печатью политической партии);
- в формате EXCEL на электронном носителе, либо передачи посредством электронной почты, в следующем порядке:
1) Первый финансовый отчет - не позднее, чем за 10 дней до дня голосования.
2) Второй итоговый финансовый отчет (сводные сведения) - не позднее, чем через 10 дней после дня голосования.
Сведения в отчетах составляются на дату, предшествующую дате сдачи отчета не более чем на 3 дня.
К итоговому финансовому отчету прилагаются оригиналы всех первичных финансовых документов (счета-фактуры, договора, накладные, акты приема-передачи, банковские выписки и т.д.) на бумажном носителе, подтверждающие поступление денежных средств на специальный счет избирательного фонда и расходование этих средств (Форма №4 Приложения к настоящему Положению).
59. Первичные финансовые документы в итоговом финансовом отчете должны быть подобраны в хронологической последовательности, по мере отражения финансовых операций на специальных счетах. При этом за основу принимаются банковские выписки из специальных счетов избирательного фонда, к которым прилагаются необходимые документы, послужившие основанием для зачисления, либо списания денежных средств со счета.
60. Итоговый финансовый отчет должен быть представлен в сброшюрованном виде, и иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения. При возникновении вопросов по запросу Центральной избирательной комиссии, кандидат лично (в случае отсутствия уполномоченного представителя по финансовым вопросам), уполномоченные представители кандидатов, политических партий по финансовым вопросам, представляют пояснительную записку к итоговому финансовому отчету.
61. Финансовый отчет (первый и второй итоговый) подписывается кандидатом по многомандатному избирательному округу и уполномоченным представителем по финансовым вопросам (при его наличии), либо руководителем политической партии, выдвинувшей кандидатов по многомандатному избирательному округу и уполномоченным представителем по финансовым вопросам политической партии и заверяется печатью политической партии.
Представление итоговых финансовых отчетов, всех первичных документов в Центральную избирательную комиссию оформляется актами приема-передачи.
В случае расхождения данных между бумажной и электронной версией финансового отчета, приоритет имеет бумажный экземпляр, подписанный и заверенный в установленном порядке.
62. До сдачи итогового финансового отчета все оставшиеся денежные средства должны быть возвращены жертвователям.
63. Обязанность сдачи финансового отчета кандидата, политической партии возлагается на кандидата лично (в случае отсутствия уполномоченного представителя по финансовым вопросам), уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
64. Контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов, политических партий осуществляется Центральной избирательной комиссией.
Для контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, для проверки финансовых отчетов кандидатов, политических партий создается контрольно-ревизионная группа при Центральной избирательной комиссии.
Порядок организации и деятельности контрольно-ревизионной группы определяется Центральной избирательной комиссией.
9. Прозрачность финансирования избирательных фондов
65. В целях открытости и гласности проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Центральная избирательная комиссия информирует избирателей о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, политической партии, о финансовых отчетах кандидатов, политических партий, о поступивших избирательных взносах.
66. Банковские учреждения обязаны еженедельно, а по требованию Центральной избирательной комиссии - в течение 24 часов представлять в Центральную избирательную комиссию информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальном счете кандидата, политической партии.
Указанные сведения предоставляются в электронном формате через систему межведомственного электронного взаимодействия и/или на бумажном носителе с подписью (в том числе электронной) руководителя и печатью банковского учреждения.
67. Обязательному размещению на официальном сайте Центральной избирательной комиссии подлежит следующая информация:
1) Информация о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальном счете кандидата, политической партии, представляемая банковским или иным учреждением, с учетом законодательства о защите персональных данных и банковской тайне. Формат отображения содержит сведения по поступлению денежных средств жертвователей (дата поступления, наименование юридического лица/ Ф.И.О. физического лица, вид и сумма пожертвования) и расходованию средств (дата расхода, наименование юридического лица/ Ф.И.О. физического лица, назначение платежа и сумма);
2) Финансовые отчеты кандидатов, политических партий (первый, второй итоговый) о финансировании избирательных кампаний по установленной форме;
3) Информация о сумме поступивших средств от избирательных взносов кандидатов, политических партий и сумме избирательных взносов, перечисленной в государственный бюджет.
10. Ответственность
68. Нарушение кандидатом, политической партией порядка формирования и расходования денежных средств избирательного фонда, превышение предельной суммы расходов избирательного фонда, не представление финансовых отчетов, представление недостоверных данных, содержащихся в отчетах кандидатов, политических партий влекут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.
За неисполнение норм настоящего Положения Центральная избирательная комиссия вправе вынести устное, затем письменное предупреждение кандидату, политической партии, а при наличии обоих - отменить регистрацию кандидата, кандидатов.
69. В случае использования кандидатом или политической партией при финансировании своей избирательной кампании помимо средств избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 0,5 процента от общей суммы денежных средств, поступивших в избирательный фонд кандидата, политической партии либо превышения кандидатом, политической партией расходов из средств своего избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, политической партии регистрация кандидата, кандидатов отменяется.
70. В целях установления факта нарушения, Центральная избирательная комиссия вправе обратиться за содействием в органы государственной власти, фискальные и правоохранительные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия.
