ПОЛОЖЕНИЕ о порядке финансирования, учета и отчетности по денежным средствам, выделенным из республиканского бюджета Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, окружным/территориальным и участковым избирательным комиссиям Кыргызской Респу

Утверждено постановлением

Центральной комиссии по выборам и 

проведению референдумов

Кыргызской Республики

от 28 июля 2025 года № 46

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке финансирования, учета и отчетности по денежным средствам, выделенным из республиканского бюджета Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, окружным/территориальным и участковым избирательным комиссиям Кыргызской Республики

1. Общие положения

1. Целью настоящего Положения является обеспечение эффективного использования государственных средств, выделенных из республиканского бюджета Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов (далее- Центральной избирательной комиссии), окружным/ территориальным и участковым избирательным комиссиям Кыргызской Республики, а также обеспечение прозрачности их планирования и использования.

2. Настоящее Положение устанавливает порядок финансирования, учета и отчетности по денежным средствам, выделенным избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов Президента, депутатов Жогорку Кенеша, депутатов местных кенешей и референдумов Кыргызской Республики (далее по тексту - проведение выборов, референдумов), на финансовое обеспечение мероприятий государственных программ, связанных с развитием избирательной системы, на обеспечение деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий.

3. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов производятся за счет средств республиканского бюджета.

4. Избирательные комиссии расходуют денежные средства на подготовку и проведение выборов, референдумов в пределах выделенных средств, в соответствии с утвержденной Центральной избирательной комиссией сметой расходов.

5. Смета расходов Центральной избирательной комиссии включает два компонента:

– расходы аппарата по коду ведомственной классификации 18110;

– расходы на выборы и проведение референдумов по коду ведомственной классификации 18120.

Смета расходов разрабатывается с учетом стандартов финансирования, которые выработаны для планирования и учета потребностей всех групп расходов, необходимых для подготовки и проведения выборов, референдумов на всех уровнях избирательного процесса, включающего расходы на материально-техническое оснащение, информационно-коммуникационные и организационные работы/услуги, затраты, связанные с развитием избирательной системы с применением новых информационных технологий, средств автоматизации и прочие.

6. Для контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных из республиканского бюджета избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдумов создается контрольно-ревизионная группа при Центральной избирательной комиссии. Порядок организации и деятельности контрольно-ревизионной группы определяется Центральной избирательной комиссией.

7. Государственные органы и органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий и предоставлять:

– телефонизированные помещения, в том числе помещения для хранения технологического оборудования (стенды, ящики, кабины для голосования и др.), избирательных документов до их передачи в вышестоящую избирательную комиссию либо архив, а также обеспечивать их охрану;

– необходимое оборудование;

– транспортные средства;

– необходимые сведения и материалы;

– давать ответы на обращения избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов, референдумов - безотлагательно, при необходимости в дополнительном изучении соответствующего вопроса или проверки - в трехдневный срок, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования - немедленно.

8. Решения Центральной избирательной комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, политических партий, некоммерческих организаций, кандидатов, членов инициативной группы, избирателей, участников референдума, а также нижестоящих избирательных комиссий.

9. Утвержденные сметы расходов Центральной избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий на подготовку и проведение выборов, референдумов опубликовываются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии.

10.Правовой основой регулирования порядка финансирования, учета и отчетности по денежным средствам, выделенным из республиканского бюджета являются:

– Закон «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики»;

Бюджетный кодекс Кыргызской Республики;

– Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках»;

– Закон Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете»;

Распоряжение Кабинета Министров Кыргызской Республики от 14 августа 2023 года № 468-р;

– другие нормативно-правовые акты Кыргызской Республики.

2. Финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий

11. Финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, референдумов, мероприятий государственных программ, связанных с развитием избирательной системы, а также деятельности Центра гражданского образования и избирательных технологий по организации, координации и обеспечению работ в области повышения правовой культуры граждан, избирателей (участников референдума), обучения сотрудников аппарата Центральной избирательной комиссии, членов избирательных комиссий, резерва и других участников избирательного процесса производится за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета и других источников финансирования, не запрещенных законом.

12. Финансовое обеспечение расходов, связанных с организацией голосования на избирательных участках, находящихся на территориях иностранных государств, производится за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы расходов, утвержденной Центральной избирательной комиссией.

13. Финансирование утвержденной сметы расходов по подготовке и проведению выборов, референдумов из средств республиканского бюджета осуществляется непосредственно на основании соответствующих решений:

– Постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики о назначении выборов Президента Кыргызской Республики;

– Указа Президента Кыргызской Республики о назначении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики, назначении референдума;

В целях своевременного материально-технического обеспечения плана по подготовке и проведению выборов и референдумов, мероприятия, финансируемые из средств республиканского бюджета и требующие длительного времени реализации (государственные закупки товаров, работ/услуг и др.) могут быть начаты заблаговременно с заключением соответствующих договоров с поставщиками по результатам проведенного конкурса и/или их финансированием после принятия вышеуказанных решений о проведении выборов, референдума.

14. Кассовое исполнение бюджета на основе применения казначейских процедур осуществляет Центральное казначейство Министерства финансов Кыргызской Республики. Денежные средства перечисляются на Единый казначейский счет (далее - ЕКС) Центральной избирательной комиссии не позднее 10 календарных дней со дня назначения даты выборов, референдумов.

Центральная избирательная комиссия утверждает распределение средств по сметам расходов окружных/территориальных и участковых избирательных комиссий.

15. Учет и контроль кассового исполнения бюджета осуществляются в автоматизированной системе Казначейства в режиме реального времени с применением электронных форм документов и электронной цифровой подписи.

16. Расходы на подготовку и проведение выборов, референдумов, связанные с вовлечением других государственных органов и органов местного самоуправления (меры по идентификации, голосование за пределами Кыргызской Республики и др.) могут быть включены в смету расходов Центральной избирательной комиссии для соответствующего государственного органа.

Центральное казначейство Министерства финансов Кыргызской Республики перечисляет денежные средства на счет соответствующего государственного органа в соответствии с утвержденной сметой расходов Центральной избирательной комиссии.

17. Запрещается финансирование выборов, референдумов иностранными государствами, иностранными государственными органами, учреждениями и предприятиями, другими иностранными юридическими лицами, их филиалами и представительствами, иностранными гражданами, международными организациями, зарегистрированными в Кыргызской Республике, юридическими лицами, участниками которых являются иностранные юридические лица и граждане, за исключением финансирования программ совершенствования избирательного законодательства, научно-исследовательских программ, информационных, образовательных по повышению правовой культуры избирателей, участников референдумов, а также технической подготовки выборов, референдумов.

3. Расходование средств

18. За счет средств республиканского бюджета финансируются следующие расходы избирательных комиссий:

1) оплата труда и вознаграждение членов избирательных комиссий, сотрудников аппарата Центральной избирательной комиссии, а также выплаты гражданам, привлекаемым к работе в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам;

2) изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности (нормативно-правовые акты, учебные и информационные материалы, выборные документы, бланки и пр., в том числе с использованием специальных средств для избирателей с ограниченными возможностями здоровья);

3) приобретение, доставка и установка оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для обеспечения выборов, референдумов и полномочий избирательных комиссий;

4) обеспечение связи с избирательными комиссиями (телефонной, факсимильной, почтовой, электронной), транспортные расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, референдумов;

5) доставка, хранение избирательных документов, подготовка их к передаче в архив или на уничтожение;

6) публикация списков избирательных участков, избирательных округов с указанием их границ, адресов, состава окружных/территориальных и участковых избирательных комиссий;

7) публикация списков избирателей, участников референдумов и извещений о включении их в единую систему ведения учета избирателей;

8) создание, развитие и ведение единой системы ведения учета избирателей, участников референдумов;

9) командировки и возмещение расходов по проезду членам избирательных комиссий с целью обеспечения мероприятий по организации и проведению выборов, референдумов;

10) публикация в средствах массовой информации сообщений избирательных комиссий;

11)  проведение непрерывного и систематического обучения избирательному праву, новым информационным технологиям сотрудников аппарата Центральной избирательной комиссии, членов избирательных комиссий всех уровней, граждан, наблюдателей и других участников избирательного процесса;

12) правовое просвещение граждан, избирателей (участников референдума), представителей политических партий, общественных объединений, кандидатов в выборный орган, их доверенных лиц, наблюдателей, представителей средств массовой информации и других лиц;

13) на выплату суточных в день, предшествующий дню выборов (референдумов), а также в день выборов (референдумов) членам избирательной комиссии в размере, установленном законодательством Кыргызской Республики;

14) на организацию питания в день, предшествующий дню выборов (референдумов), а также в день выборов (референдумов) членам избирательной комиссии, привлеченным гражданам в размере суточных на одного человека;

15) другие расходы, связанные с проведением выборов, референдумов, а также выполнением задач и обеспечением полномочий избирательных комиссий, в том числе:

– разработка обучающих и информационных программ и материалов;

– осуществление аккредитации иностранных (международных) наблюдателей;

– приобретение и аренда информационных ресурсов, направленных на информирование участников избирательного процесса (программное обеспечение, площади в печатных СМИ, интернет-ресурсах, билбордах и др.);

– аренда помещений для проведения обучающих мероприятий, конференций;

– расходы, связанные с регистрацией кандидатов и избранных Президента, депутатов Жогорку Кенеша, местных кенешей Кыргызской Республики (значки, удостоверения, пр.);

– на организацию регистрации (учета) граждан Кыргызской Республики, обладающих активным избирательным правом;

– мониторинг и совершенствование избирательных технологий в Кыргызской Республике с учетом планов Центральной избирательной комиссии;

– расходы, связанные с международным сотрудничеством.

19. Центральная избирательная комиссия для обеспечения деятельности аппарата Центральной избирательной комиссии и деятельности нижестоящих избирательных комиссий, в том числе в период подготовки и проведения выборов, референдумов, централизованно осуществляет государственные закупки товаров, работ, услуг, указанных в главе 4 настоящего Положения, за исключением проведения досрочных выборов или референдумов.

20. Денежные средства, поступившие в распоряжение избирательных комиссий на подготовку и проведение выборов, референдумов, обеспечение их деятельности в этот период, расходуются по расчетно-денежным документам, оформленным в порядке, установленном для юридических лиц. Выделенные средства расходуются строго в соответствии с утвержденной Центральной избирательной комиссией сметой расходов.

21. Вышестоящая избирательная комиссия может оплачивать расходы нижестоящих избирательных комиссий в централизованном порядке.

22. Избирательные комиссии осуществляют кассовые расходы на основании представленных в установленном порядке заявок на кассовые расходы с использованием платежной карты «Получателя бюджетных средств» в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств соответствующего бюджета на ЕКС.

23. Неизрасходованные в период подготовки и проведения выборов, референдумов бюджетные средства, выделенные избирательным комиссиям, после сдачи финансового отчета о фактическом расходовании денежных средств возвращаются в республиканский бюджет.

4. Учет и отчетность

24. Бухгалтерский учет по использованию бюджетных средств на цели, указанные в пункте 11 настоящего Положения, ведется в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет в секторе государственного управления.

25. Центральная избирательная комиссия осуществляет централизованный бухгалтерский учет и отчетность расходов с разделением по статьям бюджетной классификации Кыргызской Республики, также ведется учет расходов избирательных комиссий по видам затрат в соответствии с утвержденными сметами расходов.

26. Основанием для записи в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения операции. Первичные учетные документы должны быть составлены в момент совершения операции или, если это невозможно, непосредственно по окончании операции.

27. Центральная избирательная комиссия в централизованном порядке представляет бухгалтерскую, налоговую и иную государственную отчетность для юридических лиц в порядке и сроки, установленные законодательством Кыргызской Республики.

28. Центральная избирательная комиссия на ежегодной основе составляет, утверждает и издает приказ с перечнем материально-ответственных лиц (штатных и внештатных сотрудников избирательных комиссий), имеющих право получать денежные средства, а также лиц, ответственных за получение, использование и хранение денежных средств, основных средств и товарно-материальных ценностей. Подотчетные суммы выдаются в безналичной форме через перечисление на платежную карту, либо в наличной форме из кассы Центральной избирательной комиссии.

29. С каждым материально-ответственным лицом (далее МОЛ) заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке за целевое использование денежных средств, сохранность основных средств, рациональное использование товарно-материальных ценностей, предназначенных для подготовки и про¬ведения выборов, референдумов. В обязательном порядке в договорах о материальной ответственности указываются активы, в отношении которых МОЛ несет ответственность, и порядок возмещения ущерба по вверенным МОЛ активам. В случае выдачи подотчетной суммы в безналичной форме также указываются реквизиты банковского карт-счета получателя.

30. Специальный представитель и системный администратор являются материально-ответственными лицами и несут ответственность за получение денежных средств, основных средств и/или товарно-материальных ценностей, для обучения сотрудников, членов избирательных комиссий, резерва и граждан, подготовку и проведение выборов, референдумов. Денежные средства перечисляются на платежную карту получателя, либо выдаются наличными из кассы, основные средства и/или товарно-материальные ценности передаются по накладной, выданной бухгалтерской службой Центральной избирательной комиссии. После получения денежных средств, основных средств и/или товарно-материальных ценностей он оформляет авансовый отчет (Приложение 12), ведомости выдачи товарно-материальных ценностей (Приложение 8), акт списания товарно-материальных ценностей (Приложение 11) и сдает их в бухгалтерскую службу Центральной избирательной комиссии для учета.

Учет и отчетность в Центральной избирательной комиссии

31. Центральная избирательная комиссия осуществляет централизованный бухгалтерский учет с использованием автоматизированной программы 1С «Бухгалтерия» и автоматизированной информационной системы (АИС) «Централизованный бухгалтерский учет». Учет ведется на бумажных и электронных носителях с разделением по целевым статьям и видам расходов. Кроме того, Центральная избирательная комиссия осуществляет учет расходов окружных/территориальных и участковых избирательных комиссий по видам затрат, в соответствии с утвержденными сметами расходов, направленных на подготовку и проведение выборов и референдумов.

32. Центральная избирательная комиссия производит списание фактических расходов окружных/территориальных и участковых избирательных комиссий, на подготовку и проведение выборов, референдума в установленные законодательством сроки на основании финансовых отчетов окружных/территориальных избирательных комиссий.

33. Бухгалтерская отчетность Центральной избирательной комиссии составляется и консолидируется на основе бухгалтерских записей, подтвержденных оправдательными документами об исполнении сметы расходов аппарата Центральной избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий о расходах на подготовку и проведение выборов и референдума в установленной законодательством форме отчетности.

34. Министерство иностранных дел Кыргызской Республики предоставляет в Центральную избирательную комиссию отчет об исполнении сметы расходов средств республиканского бюджета избирательными комиссиями, образованными на территории иностранных государств (дипломатических представительств и консульских учреждений) не позднее 20 календарных дней после проведения выборов и референдума.

35. На основании финансовых отчетов Центральная избирательная комиссия составляет:

1) Сводный финансовый отчет по денежным средствам, выделенным Центральной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, референдумов (Приложение 3, 4);

2) Отчёт об исполнении сметы расходов учреждений по Форме №2 (Приложение 5) с учетом данных сметы расходов средств республиканского бюджета Министерства иностранных дел Кыргызской Республики;

3) Бухгалтерскую отчетность в формах, согласно Положению по организации и ведению бухгалтерского учета организациями сектора государственного управления утвержденный Министерством финансов Кыргызской Республики от 22 января 2024 года № 1-П.

36. Центральная избирательная комиссия представляет консолидированную бухгалтерскую отчётность (квартальную и годовую) в Министерство финансов Кыргызской Республики и Центральное казначейство Министерства финансов Кыргызской Республики в установленные законодательством сроки в бумажной и электронной формах.

37. Финансовый отчет Центральной избирательной комиссии, о расходовании средств республиканского бюджета на подготовку и проведение выборов, референдумов опубликовывается в официальных источниках опубликования (в газете «Эркин Тоо» и др.) и на официальном сайте Центральной избирательной комиссии не позднее чем через три месяца со дня опубликования результатов выборов, референдума.

5. Государственные закупки

38. Центральная избирательная комиссия для обеспечения деятельности аппарата Центральной избирательной комиссии и деятельности нижестоящих избирательных комиссий, в том числе в период подготовки и проведения выборов, референдумов, централизованно осуществляет государственные закупки следующих товаров, работ, услуг, за исключением проведения досрочных выборов или референдумов:

1) оплата услуг связи (сотовая связь: SIM-карты предоплаты);

2) приобретение канцелярских принадлежностей;

3) оплата за интернет связь (в том числе для автоматических считывающих устройств (АСУ) и планшетов);

4) оплата транспортных расходов (ГСМ для автотранспорта (талонов/топливных карт);

5) оплата услуг за печатную продукцию;

6) оплата услуг по публикации сообщений в СМИ;

7) расходы по доставке;

8) другие расходы, связанные с обеспечением полномочий и деятельности избирательных комиссий.

39. Ответственные подразделения аппарата Центральной избирательной комиссии централизованно проводят все логистические операции и оформление всех соответствующих финансовых документов, распределяют приобретенные товары, работы, услуги между окружным/территориальными избирательными комиссиями, которые в свою очередь распределяют между участковыми избирательными комиссиями согласно утвержденной Центральной избирательной комиссией смете расходов, либо согласно служебной записке.

6. Контроль

40. Контроль за целевым расходованием средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдумов Кыргызской Республики осуществляется контрольно-ревизионной группой, созданной при Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, действующей в соответствии с законодательством.

Приложения