ПОЛОЖЕНИЕ О порядке организации и проведения голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов избирательными комиссиями на выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Утвержден
постановлением Центральной комиссии
по выборах и проведению референдумов
Кыргызской Республики
от 14 ноября 2025 года №139
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации и проведения голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов избирательными комиссиями на выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Общие положения
1. Настоящее Положение о порядке организации и проведения голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов избирательными комиссиями на выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее – Положение) регулирует порядок подготовки помешений и избирательного оборудования для голосования, порядок организации и проведения голосования избирателей, включая использование инновационных технологий, порядок подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования избирательными комиссиями, а также обеспечения безопасности при реализации гражданами избирательных прав на выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
2. Целью настоящего Положения является обеспечение проведения
в Кыргызской Республике свободных, справедливых, прозрачных и беспристрастных выборов, реализация избирательных прав граждан, а также обеспечение объективной фиксации волеизъявления избирателей, подведение итогов голосования и определение результатов выборов.
3. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее – конституционный Закон), а также иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия).
4. Организация процесса голосования возлагается на избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своих полномочий готовят помещения для голосования, обеспечивают их необходимым оборудованием, организуют голосование, включая голосования с использованием инновационных технологий, и осуществляют подсчет голосов.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организации и предприятия оказывают всестороннее содействие в подготовке и проведении процесса голосования.
5. Единую систему избирательных комиссий Кыргызской Республики образуют:
1) Центральная избирательная комиссия;
2) окружные избирательные комиссии;
3) территориальные избирательные комиссии;
4) участковые избирательные комиссии.
Правовое положение, организация и порядок деятельности, а также гарантии независимости избирательных комиссий устанавливаются законодательством.
Государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе:
– предоставлять необходимое оборудование, транспорт и телефонизированные помещения, включая помещения для хранения технологического оборудования (устройств идентификации с принтером, автоматически считывающих урн, камер видеофиксации, стендов, ящиков, кабин для голосования и др.) и избирательных документов до их передачи в вышестоящую избирательную комиссию либо в архив, а также обеспечивать их охрану;
– предоставлять сведения и материалы, а также давать ответы на обращения избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов и референдумов, – безотлагательно, а при необходимости дополнительного изучения вопроса или проведения проверки – в течение трёх дней, – в день голосования и на следующий день – немедленно.
Кандидаты, кандидаты, выдвинутые политическими партиями, иные некоммерческие организации и юридические лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, связанные с подготовкой и проведением выборов в течение двух рабочих дней в ходе подготовки выборов, а в день голосования и на следующий день – немедленно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных требований влечет ответственность в соответствии с законодательством.
Вывески с указанием номера, режима работы участковой избирательной комиссии устанавливаются на входе с внешней стороны здания, в котором расположено помещение участковой избирательной комиссии.
Помещения для голосования должны соответствовать требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам, обеспечивать удобство для избирателей и, как правило, иметь отдельные вход и выход из помещения.
В помещении для голосования, оснащённом системой освещения, устанавливаются специально оборудованные кабины, обеспеченные письменными принадлежностями, а также размещаются мониторы, средства видеофиксации, иное необходимое оборудование, устройства идентификации с принтером и автоматически считывающие урны.
Система освещения должна иметь альтернативные источники питания, включая резервные электрогенераторы, фонари и свечи. При отключении электроосвещения голосование приостанавливается до его возобновления (за счет основного или альтернативного источника).
Восстановление электроснабжения обеспечивается немедленно с использованием имеющихся резервных (в том числе генераторных) источников питания. В этом случае, в целях эффективного наблюдения за работой участковой избирательной комиссии, наблюдатели, представители кандидатов вправе находиться от автоматически считывающих урн, кабин для голосования на расстоянии, обеспечивающем полное обозрение действий избирательной комиссии, выполнение их функций.
Возобновление голосования осуществляется незамедлительно после восстановления освещения.
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы устройства идентификации с принтером, кабины, мониторы, автоматически считывающие урны, мониторы, средства видеофиксации и иное оборудование одновременно находились в поле зрения членов избирательной комиссии, представителей кандидатов и наблюдателей.
В помещении для голосования, наряду с технологическим оборудованием, должны находиться: письменные столы, стулья, сейф или металлический шкаф, материалы для опечатывания, устройства идентификации с принтером, автоматически считывающих урн и избирательной документации, печать участковой избирательной комиссии и канцелярские принадлежности.
Таблички с указанием букв алфавита избирателей размещаются на стене за членами избирательной комиссии, ведущими работу со списками избирателей, либо на столах.
7. В помещении для голосования участковой избирательной комиссии, а также в помещениях окружной и территориальной избирательных комиссий до начала голосования размещается увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для поэтапного внесения данных по мере их установления.
Протокол об итогах голосования является документом строгой отчетности. Форма протокола, его степень защиты, а также порядок заполнения протоколов участковыми, окружными и территориальными избирательными комиссиями устанавливаются Центральной избирательной комиссией.
3. Организационные меры по обеспечению информирования граждан
8. В помещении для голосования избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещаются информационные материалы о всех кандидатах, с указанием порядкового номера каждого кандидата.
В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы. На стенде размещаются также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии зарегистрированных кандидатов. Этот образец рекомендуется размещать и в кабинах для тайного голосования.
В случае выбытия кандидата сведения о кандидате вычеркиваются в информационных материалах в полном объеме.
10. На информационном стенде могут размещаться извлечения из Конституции, а также из разделов уголовного, административного и избирательного законодательства, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о выборах.
Указанные материалы размещаются участковыми избирательными комиссиями таким образом, чтобы избиратели свободно могли с ними ознакомиться.
11. Органы местного самоуправления обязаны в течение десяти календарных дней со дня назначения выборов выделить и оборудовать на каждом избирательном участке специальные места для размещения агитационных материалов.
Кандидатам и политическим партиям должны быть созданы равные условия для размещения агитационных материалов.
Указанные места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы обеспечить возможность свободного ознакомления с размещённой информацией.
4. Обеспечение доступности помещения для голосования для избирателей с инвалидность
12. Помещение для голосования должно обеспечивать беспрепятственный доступ и возможность самостоятельного голосования избирателей с инвалидностью, включая:
– удобные подъездные и пешеходные пути;
– специальные места для стоянки личного автотранспорта;
– размещения помещений для голосования на первых этажах зданий либо наличие лифтов;
– широкие проемы дверей;
– наличия пандусов (в случае невозможности установки пандуса оснастить кнопкой вызова помощи);
– настилы, тактильные указатели;
– достаточного освещения.
Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины для голосования, автоматически считывающие урны) и информационные стенды должны быть расположены с учетом доступности и необходимости обеспечения тайны голосования. Кабины для голосования должны обеспечивать въезд избирателей, использующих кресло-коляску и быть оснащены:
– средствами оптической коррекции (лупы, в том числе с подсветкой); – дополнительным освещением;
– стулом;
– специальным трафаретом для заполнения бюллетеня.
Для информирования избирателей с инвалидностью по зрению на информационном стенде размещаются материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением шрифта Брайля.
13. Соответствующая избирательная комиссия совместно с территориальными подразделениями уполномоченного государственного органа в сфере социального обеспечения составляет карту потребностей избирателей с инвалидностью не позднее 60 календарных дней до дня голосования.
Соответствующая избирательная комиссия по итогам составления карты потребностей не позднее 50 календарных дней до дня голосования организует проверку помещений для голосования на соответствие потребностям избирателей с инвалидностью, указанным в карте потребностей, с привлечением органов местного самоуправления и представителей общественных организаций лиц с инвалидностью.
В случае если помещение для голосования не оборудовано специальными приспособлениями для входа избирателей с инвалидностью, соответствующая избирательная комиссия не позднее 40 календарных дней до дня голосования направляет обращение в соответствующие органы местного самоуправления с просьбой принять меры по обеспечению доступности помещения для голосования для лиц с инвалидностью.
Органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны в случае обращения избирательных комиссий незамедлительно принять соответствующие меры. Неисполнение обращения избирательной комиссии влечет ответственность, установленную законодательством.
- Обеспечение безопасности на избирательном участке и в помещении для голосования
14. Помещение для голосования должно соответствовать установленным нормам пожарной безопасности. Участковая избирательная комиссия обязана соблюдать требования пожарного надзора, обеспечивать исправность систем оповещения и эвакуации, первичных средств пожаротушения, наличие и доступность эвакуационных выходов, размещение плана эвакуации на видных местах, а также предотвращать загромождение путей эвакуации и иные нарушения противопожарных требований.
Органы государственного пожарного надзора осуществляют контроль за выполнением противопожарных норм в порядке, установленном законодательством.
15. В случае введения уполномоченными государственными органами санитарно-эпидемиологических требований (карантина, режима чрезвычайных ситуаций, ограничительных мероприятий) участковая избирательная комиссия обеспечивает соблюдение санитарных норм, установленных Министерством здравоохранения Кыргызской Республики и иными компетентными органами.
Соблюдение таких требований является обязательным для всех субъектов избирательного процесса.
16. Органы внутренних дел обеспечивают охрану помещений участковых избирательных комиссий, избирательной документации и оборудования, принимают меры по обеспечению общественного порядка на избирательном участке, а также оказывают содействие избирательной комиссии при выявлении нарушений законодательства о выборах или возникновении угроз безопасности.
Участковая избирательная комиссия вправе обращаться в органы внутренних дел при возникновении угроз безопасности или препятствий в её деятельности; сотрудники органов внутренних дел обязаны незамедлительно реагировать на такие обращения.
После восстановления порядка сотрудники органов внутренних дел покидают помещение для голосования.
17. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от работы комиссии, а наблюдатель или иные лица удаляются из помещения для голосования в случаях воспрепятствования работе комиссии, нарушения общественного порядка, угрозы безопасности или нарушения тайны голосования.
Удаление осуществляется на основании решения участковой избирательной комиссии, оформленного в письменной форме. Комиссия вправе обратиться в компетентные органы с представлением о привлечении данных лиц к ответственности.
18. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, а также их должностные лица обязаны в день голосования обеспечить общественную безопасность, бесперебойную работу общественного транспорта, средств связи, электроосвещения и отопления помещений для голосования.
19. Факты нарушений избирательного законодательства немедленно сообщаются в координационную группу оперативного реагирования соответствующей избирательной комиссии.
Охрана помещения участковой избирательной комиссии сотрудниками органов внутренних дел осуществляется по согласованию с председателем участковой избирательной комиссии после поступления избирательной документации, а круглосуточная охрана – после поступления на хранение избирательных оборудований.
Местонахождение сотрудника органов внутренних дел определяется по согласованию с председателем участковой избирательной комиссии (как правило, в помещении, где хранится избирательная документация).
6. Порядок голосования вне помещения для голосования
20. Избиратели, которые внесены в списки избирателей, но по состоянию здоровья или инвалидности не могут прибыть на избирательный участок для голосования; избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых; избиратели, временно проживающие в местах, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, на участках отгонного животноводства; а также в исключительных случаях, по решению соответствующей избирательной комиссии, военнослужащие, несущие службу в день голосования в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местах, сотрудники органов внутренних дел, несущие службу в день голосования, избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы, список которых утверждается Центральной избирательной комиссией, избиратели, работающие вахтовым методом голосуют по месту своего пребывания. Участковые избирательные комиссии обязаны предоставить таким избирателям возможность голосования вне помещения для голосования за один календарный день до дня голосования.
Сведения об избирателях, находящихся в день голосования в стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых, на предприятиях с непрерывным циклом работы (в том числе при вахтовом методе организации труда), а также о военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, военнослужащих и членах их семей, проживающих на территориях воинских частей, и иных лицах, проживающих на указанных территориях, составляются руководителями соответствующих учреждений, предприятий и воинских частей.
Указанные сведения передаются в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее 12 календарных дней до дня голосования.
21. Голосование вне помещения для голосования проводится только за один календарный день до дня голосования в период с 8:00 до 20:00 часов и только на основании письменного заявления избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.
Заявление избирателя может быть подано в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 3 календарных дней до дня голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления в специальном реестре. В заявлении должны быть указаны причина невозможности прибытия в помещение для голосования, данные об избирателе.
22. Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством, но не более трех переносных ящиков для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводится членами участковой избирательной комиссии, которые получают предварительно опечатанные (опломбированные) переносные ящики для голосования и устройства идентификации с принтером, совместно с оператором идентификации. Голосование вне помещения для голосования проводится в присутствии представителей кандидатов, наблюдателей и представителей средств массовой информации.
23. За 2 дня до дня голосования участковая избирательная комиссия на своем заседании проводит жеребьевку по определению членов комиссии (не менее двух), ответственных за организацию голосования вне помещения для голосования.
Председатель и секретарь участковой избирательной комиссии в жеребьевке не участвуют.
За 2 дня до дня голосования участковая избирательная комиссия размещает на участке реестр избирателей, подавших письменное заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования.
24. Председатель участковой избирательной комиссии демонстрирует членам комиссии, присутствующим наблюдателям, представителям кандидатов и средств массовой информации пустые переносные ящики для голосования вне помещения, после чего они опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии. Затем в опечатанные переносные ящики для голосования председатель участковой избирательной комиссии опускает контрольные листы, в которых указываются номер избирательного участка, время опускания контрольных листов, фамилии председателя, секретаря, членов участковой избирательной комиссии, присутствующих кандидатов и их представителей. Контрольные листы подписываются указанными лицами и заверяются печатью участковой избирательной комиссии.
25. По прибытии к избирателю члены участковой избирательной комиссии совместно с операторами проводят идентификацию избирателя по биометрическим и персональным данным.
После прохождения процедуры идентификации избирателю распечатываются чек и избирательный бюллетень соответствующего избирательного округа на выбранном им языке. Чек передаётся члену участковой избирательной комиссии.
Член комиссии, определенный жеребьевкой, вносит данные избирателя в бумажный список избирателей, указывая серию и номер паспорта (всех типов национальных паспортов гражданина Кыргызской Республики) и расписывается за выдачу бюллетеня.
Избиратель проверяет запись и расписывается в бумажном списке избирателей.
26. Избиратель заполняет избирательный бюллетень в специально оборудованном месте, обеспечивающем тайну голосования и исключающем присутствие посторонних лиц, при этом позволяющем членам избирательной комиссии и наблюдателям осуществлять необходимый визуальный контроль без нарушения тайны волеизъявления.
Если избиратель вследствие ограниченных возможностей здоровья или по состоянию здоровья не способен самостоятельно расписаться или заполнить избирательный бюллетень, тогда он имеет право воспользоваться помощью другого избирателя.
В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с просьбой выдать новый избирательный бюллетень взамен испорченного избирательного бюллетеня.
Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень и делает соответствующую отметку в списке избирателей напротив фамилии данного избирателя.
Повторно избирательный бюллетень распечатывается только один раз.
Испорченный избирательный бюллетень подлежит погашению на месте путём обрезки QR-кодов в верхнем левом и нижнем правом углах. О факте погашения составляется акт, который подписывается всеми членами участковой комиссии.
27. Серия и номер паспорта гражданина Кыргызской Республики, по которому избиратель прошел идентификацию и проголосовал вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей. Одновременно в соответствующей графе списка избирателей делается отметка: «Проголосовал вне помещения для голосования».
Члены комиссии обязаны обеспечить сохранность персональных данных и предотвращать несанкционированный доступ к ним. При нарушении этих требований они несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о защите персональных данных.
28. По окончании голосования вне помещения отверстие переносных ящиков для голосования опечатывается (пломбируется) листом формата А4, подписанным председателем, секретарем и другими членами участковой избирательной комиссии, наблюдателями и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Переносные ящики хранятся в сейфе (шкафу), который опечатывается (пломбируется) дополнительно.
По окончании голосования вне помещения составляется акт, содержащий информацию о количестве заявлений о голосовании вне помещения, количестве проголосовавших избирателей, количестве распечатанных и выданных избирательных бюллетеней, количестве чеков и количестве возвращенных испорченных бюллетеней.
Акт подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии, представителями кандидатов и наблюдателями. Каждому лицу, присутствовавшему при составлении акта, незамедлительно после подписания акта выдается его копия, заверенная печатью.
29. Подсчет голосов избирателей, проголосовавших вне помещения, производится по окончании голосования в помещении для голосования в порядке и условиях, установленных конституционным Законом.
7. Действия участковой избирательной комиссии в день выборов до начала голосования – порядок голосования
30. Голосование в день выборов Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проводится с 8:00 до 20:00 часов по местному времени. Голосование за пределами Кыргызской Республики проводится с 8:00 до 20:00 часов по местному времени страны, где проводится голосование.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 10 календарных дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного или повторного голосования – не позднее, чем за 7 календарных дней до дня голосования.
31. В день выборов, перед началом голосования, в 7 часов утра, участковая избирательная комиссия на своем заседании в помещении для голосования проводит жеребьевку для распределения обязанностей между членами комиссии, которые будут:
- контролировать в день голосования работу операторов;
- осуществлять регистрацию граждан в бумажном списке избирателей и вести учёт граждан, проголосовавших дистанционно;
- осуществлять контроль за прохождением избирателей в кабины для тайного голосования, опусканием избирательных бюллетеней в автоматически считывающие урны;
- проводить идентификацию граждан и выдавать распечатанные избирательные бюллетени, идентификационные чеки.
При этом председатель, секретарь участковой избирательной комиссии и операторы избирательного оборудования в жеребьевке не участвуют.
32. Председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой избирательной комиссии, представителей кандидатов и наблюдателей вскрывает опечатанный сейф (шкаф), в котором находятся список избирателей данного участка и печать участковой избирательной комиссии, а также документы о результатах голосования вне помещения, после чего вынимает из сейфа (шкафа) бумажный список избирателей, иное необходимое оборудование с электронным списком избирателей, список для учета участников дистанционного голосования.
Председатель оглашает количество избирателей, включенных в список избирателей, дает возможность визуально ознакомиться и сопоставить бумажный и электронный списки избирателей присутствующим лицам, затем передает их членам участковой избирательной комиссии, ответственным за регистрацию избирателей и заполнение бумажного списка избирателей в день голосования.
Избиратель, временно находящийся вне пределов своего многомандатного округа, имеет право проголосовать дистанционно на любом избирательном участке. Списки участников дистанционного голосования формируются автоматически по факту участия избирателя в голосовании.
Не допускается дистанционное голосование вне своего избирательного участка в пределах одного избирательного округа.
Порядок проведения дистанционного голосования определяется Центральной избирательной комиссией.
33. Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет для осмотра членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям, представителям кандидатов и средств массовой информации пустые нижние части автоматически считывающих урн, которые опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии. Затем в нижнюю часть опечатанных автоматически считывающих урн председатель участковой избирательной комиссии опускает контрольные листы, в которых указываются номер избирательного участка, время опускания контрольных листов в нижнюю часть автоматически считывающих урн, фамилии председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии, присутствующих кандидатов и представителей кандидатов. Контрольные листы подписываются указанными лицами и заверяются печатью участковой избирательной комиссии.
Затем нижняя и верхняя части автоматически считывающих урн соединяются и опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии.
34. В помещении для голосования члены участковой избирательной комиссии совместно с операторами проводят онлайн- и (или) офлайн-идентификацию избирателя по его персональным и биометрическим данным с применением оборудования по идентификации.
Идентификация избирателя должна проводиться на расстоянии и таким образом, чтобы представители кандидатов и наблюдатели могли визуально отслеживать процедуры идентификации избирателя и изображение на мониторе.
Идентификация избирателя осуществляется при предъявлении паспорта (всех типов национальных паспортов гражданина Кыргызской Республики), в том числе цифровой паспорт, сформированный посредством приложения «Тундук».
Для идентификации избирателя по его биометрическим и персональным данным согласие избирателя не требуется.
В помещении для голосования должен быть установлен монитор в месте, доступном для осуществления визуального контроля наблюдателями и представителями кандидатов.
На мониторе, вывешенном на обозримом месте, отображается следующая информация:
- общее количество избирателей, включенных в список данного избирательного участка;
- количество избирателей, прошедших идентификацию и получивших чек на текуший момент;
- фотография избирателя, проходящего идентификацию;
- иные сведения, определяемые Центральной избирательной комиссией совместно с уполномоченным государственным органом, с учетом технических возможностей оборудования.
После прохождения идентификации избирателю распечатываются чек и бюллетень соответствующего округа на выбранном им языке.
Членам участковой избирательной комиссии и операторам биометрической идентификации запрещается передавать данные о списках проголосовавших или не проголосовавших избирателей третьим лицам.
О каждом случае, когда оборудование отказывает в идентификации избирателя, включенного в окончательный список избирателей по данному избирательному участку, и не выдает чек о прохождении идентификации, если все неоднократно предпринятые меры по идентификации не дали результатов, член избирательной комиссии, ответственный за процесс идентификации, информирует председателя и составляет акт об отказе оборудования в двух экземплярах. Акт подписывается ответственным членом избирательной комиссии, оператором и соответствующим избирателем. Один экземпляр акта вручается избирателю, а второй экземпляр остается в избирательной комиссии, которая после официального опубликования результатов выборов направляет эти акты в соответствующие государственные органы для принятия мер. Избиратель, в отношении которого составлен акт, к голосованию не допускается.
Если по техническим причинам избирательное оборудование не выдало чек и избирательный бюллетень, то председатель участковой избирательной комиссии с использованием специальной СМАРТ-карты распечатывает повторный избирательный бюллетень.
Членами участковой избирательной комиссии незамедлительно составляется акт о выдаче повторного избирательного бюллетеня (с указанием причины).
В случае выдачи избирателю бюллетеня без чека, соответствующий член участковой избирательной комиссии (оператор идентификации) несет ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.
35. При прохождении процедуры идентификации член избирательной комиссии обязан уточнить, на каком языке (государственном или официальном) распечатать избирательный бюллетень. Избиратель предъявляет чек и избирательный бюллетень члену участковой избирательной комиссии, который вносит данные избирателя в бумажный список. Избиратель проверяет правильность внесенной записи и расписывается в бумажном списке избирателей.
Порядок дистанционного голосования регулируется нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии о дистанционном голосовании.
В случае повторной попытки идентификации избирателя, уже прошедшего идентификацию, на обзорном мониторе автоматически отображается сообщение о том, что идентификация данного избирателя уже проведена, с указанием номера избирательного участка, даты и времени её осуществления.
Сведения о количестве избирателей, прошедших идентификацию, передаются в онлайн режиме на центральный сервер ежечасно с 9:00 до 19:00 и автоматически публикуются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии.
Окончательные данные о количестве проголосовавших избирателей, основанные на количестве избирательных бюллетеней, опущенных в автоматически считывающие урны, передаются в Центральную избирательную комиссию сразу же после закрытия избирательных участков, но до вскрытия урн с бюллетенями.
36. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.
37. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине или ином месте, где исключается присутствие посторонних лиц. Кабина (место) должна быть установлена или изготовлена таким образом, чтобы обеспечивать тайну волеизъявления при заполнении бюллетеня, а также позволять членам избирательной комиссии и наблюдателям визуально отслеживать общий порядок действий голосующего, не нарушая тайны его выбора.
Автоматически считывающие урны, как правило, размещаются на расстоянии не более полутора метров от ближайшей кабины для голосования. Такое размещение необходимо для предотвращения возможности визуального определения сделанной избирателем отметки в бюллетене лицами, находящимися в помещении для голосования.
38. На выборах Президента избиратель ставит в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех».
На выборах депутатов Жогорку Кенеша по многомандатному избирательному округу каждый избиратель имеет право поставить только одну отметку в избирательном бюллетене – в одном квадрате напротив выбранного им кандидата, либо в позиции «Против всех».
39. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к председателю участковой избирательной комиссии с просьбой выдать ему повторный избирательный бюллетень взамен испорченного избирательного бюллетеня.
Председатель участковой избирательной комиссии c помощью специальной СМАРТ-карты распечатывает повторный избирательный бюллетень, при этом для распечатки повторного избирательного бюллетеня к устройству идентификации с принтером необходимо приложить QR-код испорченного избирательного бюллетеня.
Членами участковой избирательной комиссии незамедлительно составляется акт о выдаче повторного избирательного бюллетеня (с указанием причины) и погашении испорченного избирательного бюллетеня. Погашение испорченного избирательного бюллетеня производится на месте обрезкой QR-кодов на нижнем правом и верхнем левом углов.
Член комиссии, ответственный за списки избирателей, вносит отметку о выдаче повторного избирательного бюллетеня в списке напротив ФИО избирателя.
Повторный избирательный бюллетень может быть распечатан только один раз.
40. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, который не является членом избирательной комиссии, кандидатом, представителем кандидата, политической партии или наблюдателем. В этом случае избиратель устно извещает участковую избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица.
Лицо, оказывающее помощь, обязано выполнять все действия строго в соответствии с волеизъявлением избирателя и не вправе оказывать на него какое-либо влияние.
41. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) автоматически считывающие урны.
Запрещается выносить избирательный бюллетень из помещения для голосования.
Запрещается нахождение возле автоматически считывающих урн лицам, кроме избирателя, опускающего бюллетень.
Исключение составляет случай, когда по просьбе избирателя, затрудняющегося с опусканием бюллетеня, может быть приглашен один из членов избирательной комиссии или технический специалист (оператор) для оказания помощи.
Лицам, находящимся в помещении для голосования, запрещается закрывать обзор или иным образом препятствовать наблюдению за автоматически считывающей урной.
42. В случае сбоя автоматически считывающей урны в день выборов оператор автоматически считывающей урны незамедлительно обращается к специалистам группы технической поддержки Центральной избирательной комиссии. Если по результатам осмотра установлено что, работоспособность автоматически считывающей урны не подлежит восстановлению, голосование продолжается с использованием резервной автоматически считывающей урны. По данному факту участковая избирательная комиссия составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии, операторами, наблюдателями и представителями кандидатов.
В случае утраты работоспособности резервных автоматически считывающих урн, голосование проводится с использованием стационарного (прозрачного) ящика для голосования. По данному факту участковая избирательная комиссия также составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии, операторами, наблюдателями и представителями кандидатов.
О каждом случае сбоя автоматически считывающих урн председатели участковых избирательных комиссий обязаны оперативно сообщать в группу технической поддержки Центральной избирательной комиссии.
Если до установки запасной автоматически считывающей урны на участке использовался стационарный (прозрачный) ящик для голосования, то после окончания голосования избирательные бюллетени, находящиеся в нем, извлекаются и пропускаются через действующую автоматически считывающую урну в присутствии наблюдателей и представителей кандидатов.
В случае восстановления работоспособности замененных в результате сбоя автоматически считывающих урн допускается их использование после завершения голосования для составления итогового отчета. При этом участковой избирательной комиссией составляется акт, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии, операторами, наблюдателями и представителями кандидатов.
8. Подсчет голосов избирателей. Установление итогов голосования
участковыми избирательными комиссиями
43. В 20:00 часов помещение для голосования закрывается.
Председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только те избиратели, которые уже находятся в помещении для голосования.
44. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно исключительно членами участковой избирательной комиссии, с последовательным оглашением и соответствующим оформлением в протоколе об итогах голосования и в его увеличенной форме всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей.
Увеличенная форма протокола об итогах выборов вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном окружной, территориальной избирательной комиссией и хранится до окончания работы избирательной комиссии.
В процессе подсчета голосов и установления итогов голосования представителями кандидатов, наблюдателями, представителями средств массовой информации могут производиться фотографирование, видеосъемка с места, определенного председателем участковой избирательной комиссии, которое обеспечивает обзор и не препятствует работе избирательной комиссии.
45. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования в том же помещении, где проводилось голосование избирателей. Место, где производится непосредственный подсчет голосов избирателей, должно быть оборудовано таким образом, чтобы к нему был обеспечен доступ всех членов участковой избирательной комиссии, представителей кандидатов в избирательных комиссиях. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех лиц, присутствующих при подсчете.
Членам участковой избирательной комиссии, за исключением председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, при подсчете голосов запрещается пользоваться письменными принадлежностями.
В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам Президента, затем – депутатов Жогорку Кенеша, депутатов местных кенешей.
46. Председатель или секретарь участковой избирательной комиссии пересчитывает испорченные (погашенные) бюллетени, о чем составляется акт. Все погашенные избирательные бюллетени подсчитываются и упаковываются в пакет, который скрепляется печатью участковой избирательной комиссии и подписями членов комиссии. На пакете делается надпись: «Погашенные избирательные бюллетени», указываются их количество и номер избирательного участка.
47. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии, ответственные за регистрацию избирателей, в том числе проголосовавших посредством дистанционного голосования, обязаны внести в каждую страницу списка избирателей, в том числе проголосовавших посредством дистанционного голосования, соответствующие суммарные данные.
После внесения суммарных данных каждая страница списка избирателей и списка проголосовавших посредством дистанционного голосования подписывается членом участковой избирательной комиссии, который затем суммирует все данные и передает председателю участковой избирательной комиссии.
Председатель и секретарь участковой избирательной комиссии вносят на последнюю страницу списка избирателей и в списке проголосовавших посредством дистанционного голосования итоговые данные, определяемые как сумма данных по всем страницам, заверяют их своей подписью и печатью участковой избирательной комиссии. Число избирателей, принявших участие в голосовании, в том числе проголосовавших посредством дистанционного голосования, определяется по числу подписей избирателей о получении избирательных бюллетеней установленной формы.
Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, в том числе проголосовавшим посредством дистанционного голосования, дополнительно проверяется путем подсчета чеков.
После проведения работы со списком избирателей, в том числе проголосовавших посредством дистанционного голосования, председатель участковой избирательной комиссии предлагает присутствующим визуально ознакомиться с ним. Затем списки убираются в сейф (шкаф).
48. Участковая избирательная комиссия приступает к подсчету избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования. Председатель или секретарь комиссии демонстрирует сохранность пломб, печатей и подписей членов комиссии и лиц, присутствовавших при опечатывании переносных ящиков. Затем поочередно вскрываются переносные ящики для голосования, извлекаются избирательные бюллетени и контрольные листы с подписями членов участковой избирательной комиссии и лиц, присутствовавших при опечатывании переносных избирательных ящиков. Председатель участковой избирательной комиссии демонстрирует контрольные листы.
Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествует объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования и выданных чеков. Подсчет избирательных бюллетеней в каждом переносном ящике для голосования производится отдельно.
Все извлеченные из переносного ящика избирательные бюллетени опускаются в автоматически считывающие урны.
Если установлено, что число избирательных бюллетеней в переносном ящике для голосования больше чем число заявлений избирателей, содержащих отметку о количестве полученных избирательных бюллетеней и выданных чеков, все избирательные бюллетени, находящиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными и погашаются путем надрезания нижнего правого угла, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования. Эти недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются, при этом на пакете указываются номер избирательного участка, номер ящика, количество избирательных бюллетеней и делается надпись: «Недействительные избирательные бюллетени, извлеченные из переносного ящика для голосования».
Недействительные избирательные бюллетени, извлеченные из переносного ящика для голосования и данные, заносятся в соответствующую графу итогового протокола и его увеличенную форму.
Действительные избирательные бюллетени, извлеченные из переносных ящиков, пропускаются через автоматически считывающие урны.
49. Избирательные бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. Избирательными бюллетенями неустановленной формы признаются избирательные бюллетени, содержание и (или) форма которых не соответствуют тексту и форме избирательного бюллетеня, утвержденного Центральной избирательной комиссией.
50. Автоматически считывающая урна формирует и выдает отчет о предварительных итогах голосования, в котором указывается количество обработанных бюллетеней, а также суммарное значение количества голосов избирателей, число избирателей, принявших участие в дистанционном голосовании, голоса, поданные за каждого кандидата и за позиции «Против всех».
Автоматически считывающие урны не должны допускать раскрытия тайны голосования в течение всего периода голосования и не должны быть подключены к проводным и беспроводным сетям. Вывод данных об итогах голосования из автоматически считывающих урн осуществляется участковой избирательной комиссией после 20:00 часов, но не позднее 23:00 часов в день голосования.
Отчеты автоматически считывающей урны, заверенные печатью, первичные и итоговые отчеты по идентификации, заверенные печатью, выдаются всем представителям кандидатов, наблюдателям, находящимся в помещении для голосования.
Итоговые отчеты автоматически считывающей урны о предварительных итогах голосования и итогах дистанционного голосования в бумажном виде выдаются всем присутствующим при подсчете голосов, данные отчеты являются предварительной информацией, не имеющей юридического силы.
В случае невозможности передачи данных из автоматически считывающей урны из-за проблем со связью участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, и передача данных на сервер Центральной избирательной комиссии производится в окружной, территориальной избирательной комиссии в присутствии представителей кандидатов и наблюдателей.
51. Избирательные бюллетени после извлечения из автоматически считывающих урн подсчитываются, а результаты вносятся в протоколы об итогах голосования и об итогах дистанционного голосования.
Число извлеченных избирательных бюллетеней из автоматически считывающих урн должно совпадать с числом бюллетеней, выданных избирателям, либо быть меньше. Если в урне для голосования число избирательных бюллетеней будет больше, чем число выданных бюллетеней избирателям, то участковая избирательная комиссия принимает меры по выявлению и устранению причин.
В случае, если после выявления и устранения причин число действительных избирательных бюллетеней, находящихся в автоматически считывающей урне, превышает число бюллетеней, выданных избирателям, все бюллетени, содержащиеся в данной урне, по решению участковой избирательной комиссии признаются недействительными и подлежат погашению путём надрезания нижнего правого угла.
52. При подсчете голосов на выборах депутатов Жогорку Кенеша члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из автоматически считывающих урн, в следующем порядке:
1. Сначала – по избирательным округам.
2. Затем каждая пачка – по голосам, поданным за каждого из кандидатов и за позицию «Против всех».
3. Одновременно отделяются бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени.
В процессе сортировки члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в бюллетенях отметки избирателей и предоставляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при подсчете.
С рассортированными избирательными бюллетенями вправе ознакомиться под контролем членов участковой избирательной комиссии представители кандидатов и наблюдатели.
53. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. К недействительным избирательным бюллетеням относятся бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателя.
В случае возникновения сомнений относительно действительности или недействительности бюллетеня участковая избирательная комиссия принимает решение путём голосования. На оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Запись подтверждается подписями председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, заверяется печатью комиссии и оформляется соответствующим актом.
Общее число недействительных избирательных бюллетеней заносится в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
54. На выборах Президента подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням установленной формы производится отдельно по каждому кандидату и по позиции «Против всех». Подсчет рассортированных избирательных бюллетеней осуществляется вслух, путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете на расстоянии и в порядке, не создающем препятствий, могли слышать подсчет и видеть отметку избирателя в избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.
Полученные данные, которые определяются по соответствующим отметкам (голосам) избирателей в избирательных бюллетенях, поданным за каждого кандидата и позицию «Против всех», заносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
В случае применения дистанционного голосования на выборах Президента Кыргызской Республики порядок подсчета голосов избирателей и определения итогов голосования устанавливается Центральной избирательной комиссии.
55. На выборах депутатов Жогорку Кенеша по многомандатным избирательным округам подсчет голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты установленной формы производится отдельно по каждому кандидату и по позиции «Против всех». Подсчет рассортированных избирательных бюллетеней осуществляется вслух, путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, на расстоянии и в порядке, не создающем препятствий, могли слышать и видеть отметку избирателя в избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.
Полученные данные, которые определяются по соответствующим отметкам (голосам) избирателей в избирательных бюллетенях, поданным за каждого кандидата и позицию «Против всех», заносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
56. Подсчет бюллетеней при дистанционном голосовании на выборах депутатов Жогорку Кенеша производится по избирательным бюллетеням установленной формы отдельно по каждому избирательному округу. После этого бюллетени, рассортированные по округам, подсчитываются отдельно по каждому кандидату и по позиции «Против всех».
Подсчёт осуществляется вслух путём перекладывания бюллетеней по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы все присутствующие при подсчёте могли видеть отметку избирателя и слышать результаты. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.
Данные, полученные по итогам подсчета избирательных бюллетеней по каждому округу и позиции «Против всех», объявляются и заносятся в протокол об итогах голосования.
57. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней, которое определяется по отметкам избирателей, позволяющим установить волеизъявление.
58. Председатель участковой избирательной комиссии предлагает всем присутствующим при подсчете голосов лицам визуально ознакомиться с избирательными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии. В случае несовпадения итогов голосования по данным автоматически считывающей урны с итогами голосования ручного подсчета голосов избирателей, по требованию представителя кандидата или наблюдателя производится пересчет голосов. Избирательные бюллетени пересчитываются при непосредственном участии представителя кандидата или наблюдателя и предоставлении возможности визуального контроля с их стороны. При этом пересчет избирательных бюллетеней производится вслух.
Итоги голосования устанавливаются по результатам ручного подсчета голосов.
59. После этого производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, включая протокол об итогах дистанционного голосования согласно порядку, утверждаемому Центральной избирательной комиссией.
60. После проведения подсчета голосов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие заявления (жалобы) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, принимаются решения по каждому заявлению (жалобе). Затем членами участковой избирательной комиссии и заявителями, согласными с принятыми участковой избирательной комиссией решениями подписывается протокол итогового заседания участковой избирательной комиссии. При подписании протокола итогового заседания участковой избирательной комиссии члены участковой избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к нему особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
После составления протоколов об итогах голосования рассортированные избирательные бюллетени, списки избирателей, чеки о прохождении идентификации избирателей упаковываются в отдельные пакеты, на которых указываются номер избирательного участка/округа и их содержание. В присутствии представителей кандидатов и наблюдателей пакеты опечатываются, подписываются членами участковой избирательной комиссии и складываются в отдельный мешок или коробку. На мешке или коробке указываются номер избирательного участка и перечень находящихся внутри документов. Мешок или коробка опечатываются с проставлением подписей членов участковой избирательной комиссии, а также присутствующих представителей кандидатов и наблюдателей.
Процедура упаковки по дистанционному голосованию проводится в том же порядке, с указанием избирательного участка/округа, в отдельном мешке или коробке.
Пакет, мешок или коробка могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда.
61. Протокол об итогах голосования и протокол об итогах дистанционного голосования по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией, заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания. Протокол является действительным, если он подписан большинством от числа членов участковой избирательной комиссии. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Отчет предварительных итогов голосования, выданный автоматически считывающей урной и отчет о прохождении идентификации избирателей на избирательном участке прилагаются к протоколу об итогах голосования, составленному участковой избирательной комиссией на основании ручного подсчета бюллетеней, и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии.
62. После подписания протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией итоги голосования и итоги дистанционного голосования незамедлительно оглашаются перед всеми присутствующими представителями кандидатов, наблюдателями, представителями средств массовой информации.
После оглашения итогов голосования протоколы об итогах голосования, итоги дистанционного голосования, первичные, итоговые чеки об идентификации избирателей и автоматически считывающих урн, заверенные печатью участковой избирательной комиссии, направляются на центральный сервер Центральной избирательной комиссии путем сканирования через автоматически считывающие урны.
В случае ошибочного заполнения протоколов об итогах голосования и итогах дистанционного голосования комиссия составляет соответствующий акт, который также сканируется и направляется на центральный сервер Центральной избирательной комиссии вместе с вновь заполненным и подписанным протоколом об итогах голосования.
Поступившие на центральный сервер Центральной избирательной комиссии сканированные документы после проверки на соответствие правильности заполнения протоколов публикуются на сайте Центральной избирательной комиссии.
Первый экземпляр протоколов об итогах голосования и итогах дистанционного голосования после его подписания вместе с избирательной документацией, заявлениями (жалобами), принятыми по ним решениями, актами, составленными участковой избирательной комиссией, отчетами автоматически считывающих урн, первичным и итоговым отчетом по идентификации, незамедлительно доставляются в окружную, территориальную избирательную комиссию председателем участковой избирательной комиссии в сопровождении представителей кандидатов.
Участковые избирательные комиссии избирательных участков, находящихся в отдаленных местностях, список которых определяется Центральной избирательной комиссией, осуществляют доставку указанных документов в сроки, установленные Центральной избирательной комиссией.
Участковые избирательные комиссии избирательных участков, находящихся на территории иностранных государств, осуществляют доставку указанных документов не позднее 7 календарных дней в соответствующую окружную/территориальную избирательную комиссию через дипломатические каналы.
В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, препятствующих доставке указанных документов Центральная избирательная комиссия может принять решение о продлении сроков доставки.
63. Второй экземпляр протокола, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии, который несет установленную законодательством ответственность за их достоверность и сохранность до окончания работы комиссии.
64. Увеличенная форма протоколов об итогах голосования и итогах дистанционного голосования вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией, и хранится до окончания работы участковой избирательной комиссии.
65. Каждому лицу, присутствовавшему при подсчете голосов, секретарь участковой избирательной комиссии незамедлительно после подписания протоколов об итогах голосования и итогах дистанционного голосования обязан выдать их копии, заверенные печатью.
66. Список избирателей, принявших участие в выборах, публикуется не позднее 7 календарных дней после дня голосования на сайте Центральной избирательной комиссии.
9. Установление итогов голосования окружными, территориальными избирательными комиссиями на соответствующих территориях
67. Председатель окружной, территориальной избирательной комиссии организовывает приём избирательных документов, а также определяет место и помещение для их приемки и хранения.
Председатель участковой избирательной комиссии или один из членов участковой избирательной комиссии, сдает автоматические считывающие урны, устройство идентификации с принтером и иное оборудование системному администратору в окружной, территориальной избирательной комиссии.
Участковые избирательные комиссии сдают соответствующему члену окружной, территориальной избирательной комиссии первые экземпляры протоколов об итогах голосования вместе со следующими избирательными документами:
– первичный и итоговый отчеты автоматически считывающей урны;
– первичный и итоговый отчеты по идентификации голосования вне помещения;
– первичные и итоговые отчеты по идентификации в день голосования;
– акты;
– реестры;
– протокол итогового заседания участковой избирательной комиссии;
– заявления (жалобы), принятые по ним решения, акты.
Также член окружной, территориальной избирательной комиссии принимает опечатанные мешки или коробки, в которых находятся рассортированные избирательные бюллетени по каждому кандидату на должность Президента, по каждому кандидату в депутаты Жогорку Кенеша по многомандатному избирательному округу и позиции «Против всех»,
а также избирательные бюллетени, упакованные в отдельные пачки, которые участковая избирательная комиссия своим решением признала недействительными, избирательные бюллетени, выданные взамен испорченных бюллетеней, список избирателей, чеки о прохождении идентификации, выданные оператором.
Системные администраторы в окружных избирательных комиссиях, находясь вне своей окружной территории, распечатывают из системы Центральной избирательной комиссии электронные протоколы участковых избирательных комиссий о результатах дистанционного голосования и передают их председателю окружной избирательной комиссии для обобщения.
68. Подведение итогов голосования на соответствующей территории осуществляет окружная, территориальная избирательная комиссия на основании протоколов, поступивших непосредственно из участковых избирательных комиссий, путем сложения содержащихся в них данных. Прием протоколов и подведение итогов голосования соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией осуществляется в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией.
После предварительной проверки правильности составления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования и итогах дистанционного голосования окружная, территориальная избирательная комиссия путем суммирования данных всех участковых избирательных комиссий подводит итоги голосования на соответствующей территории. Окружная, территориальная избирательная комиссия проводит сверку данных протоколов, составленных участковыми избирательными комиссиями, с данными протоколов автоматических считывающих урн. По итогам голосования окружная, территориальная избирательная комиссия составляет сводную таблицу и протокол, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий, количестве поступивших протоколов об итогах голосования и итогах дистанционного голосования, а также суммарные данные протоколов участковых избирательных комиссий.
Перед подписанием протоколов об итогах голосования и итогах дистанционного голосования на соответствующей территории окружная, территориальная избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию заявления (жалобы), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов участковых избирательных комиссий.
Избирательная комиссия принимает решения по каждому заявлению (жалобе) большинством от общего количества членов комиссии, затем членами избирательной комиссии и заявителями, согласными с принятыми избирательной комиссией решениями по поступившим заявлениям (жалобам), подписывается протокол итогового заседания избирательной комиссии. При подписании протокола итогового заседания окружной, территориальной избирательной комиссии члены избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к нему особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. После этого члены избирательной комиссии подписывают протокол об итогах голосования на соответствующей территории.
69. Протоколы об итогах голосования и об итогах дистанционного голосования составляются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами окружной, территориальной избирательной комиссии. К протоколам приобщаются составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, особые мнения членов избирательной комиссии, а также поступившие заявления (жалобы) и принятые по ним решения.
70. Первый экземпляр протокола избирательной комиссии незамедлительно после подписания вместе с первым экземпляром сводной таблицы направляется в Центральную избирательную комиссию.
71. Второй экземпляр протоколов вместе со всей избирательной документацией хранится секретарем окружной, территориальной комиссии в охраняемом помещении до передачи в архив.
72. Увеличенная форма протоколов об итогах голосования вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном окружной, территориальной избирательной комиссией, и хранится до окончания работы избирательной комиссии.
73. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из окружных, территориальных избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирательной комиссией. Повторный подсчет проводится с обязательным присутствием члена (членов) Центральной избирательной комиссии. При повторном подсчете голосов вправе присутствовать представители кандидатов и наблюдатели. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, с отметкой «Повторный подсчет голосов».
74. Каждому лицу, присутствовавшему при подсчете голосов, секретарь окружной, территориальной избирательной комиссии незамедлительно после подписания протокола об итогах голосования обязан выдать его копию, заверенную печатью.
75. Окружная, территориальная избирательная комиссия вправе признать итоги голосования на избирательном участке недействительными:
1) если во время проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место нарушения, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования;
2) если во время проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место нарушения, повлиявшие на волеизъявление избирателей;
3) по решению вышестоящей избирательной комиссии;
4) по решению суда;
5) если избирательные бюллетени в автоматически считывающих урнах признаны недействительными.
В случае признания итогов голосования на избирательном участке недействительными результаты выборов определяются по итогам голосования на остальных избирательных участках. В случае признания итогов голосования на одном или нескольких избирательных участках недействительными, которые влияют на результаты выборов, на данных избирательных участках проводится переголосование в двух недельный срок со дня назначения переголосования соответствующей избирательной комиссией.
76. Центральная избирательная комиссия вправе признать итоги голосования по кандидату, кандидатам недействительными, если во время подготовки выборов, проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место нарушения со стороны кандидата, политической партии, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования или повлияли на волеизъявление избирателей.
В случае признания недействительными итогов голосования по кандидату, кандидатам после дня голосования в результате установления нарушения избирательного законодательства голоса избирателей, отданные за кандидата, кандидатов, признаются недействительными с отнесением избирательных бюллетеней к недействительным. Такой кандидат, политическая партия не допускаются к повторным выборам.
10. Порядок определения результатов выборов
77. Результаты выборов определяет Центральная избирательная комиссия на основании протоколов, поступивших непосредственно из окружных, территориальных избирательных комиссий, путем сложения содержащихся в них данных, не позднее 20 календарных дней со дня голосования.
Результаты выборов определяются в соответствии с конституционным Законом.
Центральная избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматривает все поступившие заявления (жалобы) о нарушениях в ходе подготовки и проведения выборов, принимает решение по каждому заявлению (жалобе).
78. На выборах Президента Кыргызской Республики:
На основании протоколов участковых избирательных комиссий территориальные избирательные комиссии на своих заседаниях подводят итоги голосования выборов Президента на своих территориях и незамедлительно представляют документацию в Центральную избирательную комиссию.
Центральная избирательная комиссия не позднее чем в 20-дневный срок после дня голосования определяет результаты выборов Президента. В случае если итоги голосования обжалованы в установленном конституционным Законом порядке, определение результатов выборов приостанавливается до окончательного рассмотрения их судом.
Избранным считается кандидат на должность Президента, набравший в первом туре голосования свыше половины голосов всех избирателей, принявших участие в выборах.
Если в избирательный бюллетень были включены более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
Повторное голосование проводится в течение 20-дневного срока со дня определения результатов выборов с соблюдением требований конституционного Закона. Сообщение о дне повторного голосования публикуется Центральной избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее 3 календарных дней со дня определения результатов выборов.
Если до проведения повторного голосования один из кандидатов на должность Президента выбыл, по решению Центральной избирательной комиссии вторым кандидатом для проведения повторного голосования признается кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым первоначально назначено повторное голосование. В случае если других кандидатов не осталось, выборы проводятся по одному кандидату.
При повторном голосовании избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей.
В случае признания выборов недействительными, а также если в избирательный бюллетень были включены два кандидата и ни один из них не был избран либо при повторном голосовании ни один кандидат не избран, Жогорку Кенеш в течение одного месяца назначает повторные выборы Президента.
Повторные выборы проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным Законом.
Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации не позднее 3 календарных дней после принятия соответствующего решения.
79. На выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики:
Центральная избирательная комиссия на основании протоколов окружных избирательных комиссий определяет результаты выборов по многомандатным избирательным округам в целом по всей республике. Определение результатов производится путём суммирования содержащихся в протоколах данных о голосах избирателей, поданных за каждого кандидата по соответствующему многомандатному избирательному округу.
Избранными по многомандатному избирательному округу признаются три кандидата, получившие наибольшее число голосов избирателей соответствующего избирательного округа, принявших участие в голосовании.
При равном числе полученных кандидатами голосов избранными по многомандатному избирательному округу считаются кандидаты, предоставившие раньше по дате и времени полный пакет документов для регистрации.
При распределении мандатов по соответствующему многомандатному избирательному округу не может быть выделено более двух мандатов для представителей одного пола.
При определении результатов выборов депутатов Жогорку Кенеша не менее 30 депутатских мандатов принадлежат депутатам одного пола.
Официальное опубликование в средствах массовой информации результатов выборов депутатов Жогорку Кенеша осуществляется Центральной избирательной комиссией в двух недельный срок со дня определения результатов выборов.
В случае если выборы по многомандатному избирательному округу признаны несостоявшимися или недействительными назначаются повторные выборы. Повторные выборы назначаются Центральной избирательной комиссией.
Повторные выборы проводятся в сроки, установленные конституционным Законом, при этом сроки избирательных действий сокращаются на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 2 календарных дня со дня принятия соответствующего решения Центральной избирательной комиссией.
В случае проведения повторных выборов, кандидатами в депутаты Жогорку Кенеша по многомандатному избирательному округу не могут быть вновь выдвинуты кандидаты, действия которых послужили основанием для признания выборов недействительными.
Центральная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если количество голосов, поданных за позицию «Против всех», превышает количество голосов, поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов. В таком случае назначаются повторные выборы.
Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по количеству избирательных бюллетеней установленной формы, извлеченных из автоматически считывающей урны, а при необходимости дополнительного контроля – также по чекам о прохождении идентификации.
80. Под нарушениями, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования избирателей, понимаются нарушения порядка голосования, подсчета голосов, составления протоколов об итогах голосования на избирательном участке, не позволяющие достоверно определить количество голосов, полученных каждым кандидатом.
Под нарушениями, повлиявшими на волеизъявление избирателей, понимаются нарушения, повлиявшие на выражение воли избирателей в ходе голосования, подсчета голосов или установления итогов голосования на избирательном участке, связанные с агитацией в день голосования, воспрепятствованием осуществлению избирательных прав гражданами, наблюдением за голосованием, голосованием за других избирателей, вмешательством в деятельность избирательных комиссий, подкупом избирателей.
81. Центральная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными:
1) если итоги голосования на части избирательных участков, охватывающих более одной трети избирателей от общего числа, принявших участие в голосовании, будут признаны недействительными;
2) если признанные недействительными итоги голосования по кандидату (кандидатам) охватывают более одной трети избирателей от общего числа, принявших участие в голосовании.
11. Официальное опубликование результатов выборов
82. Итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которые распространяется деятельность избирательной комиссии, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколах Центральной избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, предоставляются для ознакомления избирателям, кандидатам, представителям кандидатов политических партий, наблюдателям, международным наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.
Итоги голосования по каждому избирательному участку по мере поступления в Центральную избирательную комиссию незамедлительно размещаются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. Итоги голосования, размещенные на официальном сайте Центральной избирательной комиссии, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.
83. Центральная избирательная комиссия направляет общие данные о результатах выборов в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.
84. Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов на должность Президента, кандидатами в депутаты Жогорку Кенеша по многомандатным избирательным округам, голосов, поданных за позицию «Против всех», включая данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования и об итогах дистанционного голосования непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, на основании которых определялись результаты выборов, осуществляется Центральной избирательной комиссией в двух недельный срок со дня определения результатов выборов.
