ПОЛОЖЕНИЕ об обеспечении реализации избирательных прав граждан Кыргызской Республики, проживающих или находящихся за ее пределами
Утверждено постановлением
Центральной комиссии по выборам
и проведению референдумов
Кыргызской Республики
от 26 июня 2020 года № 120
ПОЛОЖЕНИЕ
об обеспечении реализации избирательных прав граждан
Кыргызской Республики, проживающих или находящихся за ее пределами
(В редакции постановления ЦИК от 23 декабря 2020 года № 497)
1. Общие положения
1. Настоящее Положение об обеспечении реализации избирательных прав граждан Кыргызской Республики, проживающих или находящихся за ее пределами (далее - Положение) определяет порядок реализации избирательных прав граждан Кыргызской Республики, проживающих или находящихся за ее пределами.
2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, конституционными законами Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики», «О референдуме Кыргызской Республики», Законом Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации и проведения выборов и референдумов, международными избирательными стандартами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
3. Граждане Кыргызской Республики, проживающие или находящиеся за ее пределами, обладают избирательными правами в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики».
Выборы являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет.
4. Граждане Кыргызской Республики, проживающие или находящиеся за ее пределами, реализуют свои права избирать и быть избранными при соблюдении требований, установленных конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики».
В день голосования за пределами Кыргызской Республики имеют право голосовать только граждане, включенные в список избирателей.
5. В списки избирателей за пределами Кыргызской Республики включаются граждане, обладающие на день голосования активным избирательным правом, прошедшие биометрическую регистрацию и вставшие на консульский (временный консульский) учет в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Кыргызской Республики в соответствии с законодательством.
6. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
7. Граждане Кыргызской Республики, проживающие или находящиеся за ее пределами, голосуют на избирательных участках, образуемых по предложению органа, ведающего вопросами иностранных дел (далее – Министерство иностранных дел), по согласованию с соответствующими органами страны аккредитации, как правило, на территории дипломатических представительств, консульских учреждений Кыргызской Республики, представительств государственных органов Кыргызской Республики за рубежом.
8. Нормы настоящего Положения распространяются при организации и проведении референдума Кыргызской Республики.
2. Деятельность дипломатических представительств, консульских учреждений по обеспечению реализации избирательных прав граждан Кыргызской Республики
9. Избирательные права граждан Кыргызской Республики, проживающих или находящихся за ее пределами в период выборов, обеспечиваются Министерством иностранных дел, через свои дипломатические представительства и консульские учреждения.
10. Руководители дипломатических представительств, и консульских учреждений:
- ведут учет избирателей, проживающих и находящихся за пределами Кыргызской Республики, прошедших биометрическую регистрацию и вставших на консульский (временный консульский) учет;
- осуществляют сбор биометрических данных граждан Кыргызской Республики, находящихся или проживающих за ее пределами, и их передачу в государственный орган в сфере регистрации населения (далее – Государственная регистрационная служба) на материальных носителях или в электронном виде по защищенным каналам связи, в том числе посредством автоматизированных информационных систем;
- с момента поступления заявления избирателя о намерении голосовать по избирательному адресу (далее –заявление об изменении избирательного адреса), регистрирует избирателя в качестве лица, вставшего на временный консульский учет на срок, указанный в заявлении избирателя, и незамедлительно передает заявление в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия) через Министерство иностранных дел для принятия соответствующих мер по изменению избирательного адреса;
- организуют работу по образованию избирательных участков на территории дипломатических представительств, консульских учреждений Кыргызской Республики, представительств государственных органов Кыргызской Республики за рубежом с выделением помещений для их размещения и оборудования, содействуют в формировании участковых избирательных комиссий в соответствии с требованиями законодательства;
- ведут информационно-разъяснительную работу среди граждан Кыргызской Республики, обеспечивают размещение информации на официальных сайтах и информационных площадках Министерства иностранных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств государственных органов Кыргызской Республики за рубежом об избирательных участках, образованных за пределами Кыргызской Республики, порядке участия на выборах граждан, проживающих или находящихся за пределами Кыргызской Республики, о кандидатах и партиях, участвующих в выборах;
- оказывают содействие участковым избирательным комиссиям, образованным за пределами Кыргызской Республики, в том числе в доставке избирательных документов, оборудования для голосования и др. организационно-техническим вопросам (обеспечение связи и др.);
- в ходе подготовки и проведения выборов Кыргызской Республики обязаны создавать равные условия субъектам избирательного процесса;
- осуществляют иную деятельность по содействию в организации и проведении выборов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции постановления ЦИК от 23 декабря 2020 года № 497)
3. Образование избирательных участков за пределами Кыргызской Республики
11. Избирательные участки за пределами Кыргызской Республики образуются Бишкекской территориальной избирательной комиссией по предложению Министерства иностранных дел, согласованному с компетентными органами страны аккредитации, на территории дипломатических представительств и консульских учреждений Кыргызской Республики, представительств государственных органов Кыргызской Республики за рубежом на период подготовки и проведения выборов и утверждаются Центральной избирательной комиссией.
12. Согласно конституционному Закону Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», норма, касающаяся предельного количества избирателей (2500) на одном участке, не применяется при образовании избирательных участков за пределами Кыргызской Республики.
13. В случае если на одном избирательном участке количество избирателей, проживающих или находящихся за пределами Кыргызской Республики, превышает количество избирателей, установленное законодательством, по предложению Министерства иностранных дел и по согласованию с компетентными органами страны аккредитации могут быть образованы два и более избирательных участков в одном помещении.
14. Информация об избирательных участках, образованных за пределами Кыргызской Республики, размещается на сайтах Центральной избирательной комиссии, дипломатических представительств, консульских учреждений и представительств государственных органов Кыргызской Республики за рубежом, аккредитованных в стране пребывания, не позднее 5 календарных дней со дня их утверждения.
4. Порядок формирования и деятельность участковых избирательных комиссий за пределами Кыргызской Республики
15. Полномочия территориальной избирательной комиссии по организации и проведению выборов за пределами Кыргызской Республики исполняет Бишкекская территориальная избирательная комиссия.
16. Участковые избирательные комиссии за пределами Кыргызской Республики формируются Бишкекской территориальной избирательной комиссией по предложению Министерства иностранных дел на период подготовки и проведения выборов.
17. В связи с особенностями организации подготовки и проведения выборов за пределами Кыргызской Республики, требования Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики» в части количественного и качественного состава избирательных комиссий не применяются при образовании участковых избирательных комиссий за пределами Кыргызской Республики.
18. Составы участковых избирательных комиссий могут формироваться из числа граждан, проживающих или находящихся за пределами Кыргызской Республики, сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений, представительств государственных органов Кыргызской Республики за рубежом, а также представителей политических партий.
19. Срок полномочий участковой избирательной комиссии начинается со дня ее первого заседания и прекращается с момента официального опубликования результатов выборов.
5. Списки избирателей за пределами Кыргызской Республики
20. Форма, вид и порядок представления сведений об избирателях, проживающих или находящихся за пределами Кыргызской Республики, прошедших биометрическую регистрацию и вставших на консульский (временный консульский) учет, определяются Положением о порядке взаимодействия Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики с уполномоченными государственными органами по формированию и уточнению списка избирателей и участников референдума, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии от 11 февраля 2020 года № 40.
Сведения об избирателях, проживающих и находящихся за пределами Кыргызской Республики, прошедших биометрическую регистрацию и вставших на консульский (временный консульский) учет, составляются руководителями соответствующих дипломатических представительств и консульских учреждений, передаются через Министерство иностранных дел в Центральную избирательную комиссию не позднее 85 календарных дней до дня голосования. Указанные сведения актуализируются в автоматизированных информационных системах соответствующих государственных органов для дальнейшего включения в Единую систему учета избирателей.
21. Предварительный список избирателей за пределами Кыргызской Республики формируется путем автоматической выгрузки из Единого государственного реестра населения данных о гражданах, достигших 18-летнего возраста, прошедших биометрическую регистрацию и вставших на консульский (временный консульский) учет, и размещается на государственном портале «Тизме» за 80 календарных дней до дня голосования в разрезе участков, без информации о месте постоянного либо фактического проживания, дате рождения избирателя для ознакомления и соответствующего уточнения указанных данных, определения ошибок и неточностей в списках.
22. Предварительный список, размещенный на государственном портале и составленный по каждому избирательному участку передается в участковые избирательные комиссии за 75 календарных дней до дня голосования.
23. Участковая избирательная комиссия за пределами Кыргызской Республики обязана вывесить предварительный список избирателей для ознакомления избирателями, проживающими на территории соответствующего избирательного участка, за 70 календарных дней до дня голосования.
6. Ознакомление со списками избирателей, контрольный и окончательный списки избирателей, изменение избирательного адреса
24. Каждый избиратель с момента ознакомления со списком избирателей, но не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней до дня голосования, в случае обнаружения любой ошибки или неточности, отсутствия в списке избирателей, вправе обратиться в соответствующую участковую избирательную комиссию с заявлением об уточнении данных в списке избирателей с обязательным приложением копии паспорта гражданина Кыргызской Республики. При этом избиратель проходит биометрическую идентификацию.
Каждый избиратель, проживающий или находящийся за пределами Кыргызской Республики в день голосования, с момента ознакомления со списком избирателей, но не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней до дня голосования, вправе обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение Кыргызской Республики с заявлением об изменении избирательного адреса с обязательным приложением копии паспорта гражданина Кыргызской Республики, а при его отсутствии - копии общегражданского паспорта, служебного или дипломатического паспорта гражданина Кыргызской Республики. При этом избиратель проходит биометрическую идентификацию.
Дипломатическое представительство или консульское учреждение с момента поступления заявления избирателя об изменении избирательного адреса регистрирует избирателя в качестве лица, вставшего на временный консульский учет на безвозмездной основе. Такая регистрация производится на срок, указанный в заявлении избирателя.
(В редакции постановления ЦИК от 23 декабря 2020 года № 497)
25. Заявления избирателей об уточнении данных в списке избирателей и изменении избирательного адреса незамедлительно передаются системному администратору Центральной избирательной комиссии в Бишкекской территориальной избирательной комиссии для принятия соответствующих мер.
Ответ на заявление избирателя направляется соответствующей избирательной комиссией за пределами Кыргызской Республики не позднее 7 календарных дней в форме бумажного или электронного сообщения по адресу, который указывается избирателем при подаче заявления.
За предоставление заведомо недостоверных сведений избиратель несет ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.
Избирательные комиссии за пределами Кыргызской Республики, дипломатические представительства и консульские учреждения Кыргызской Республики ведут учет поступивших заявлений избирателей об уточнении данных в списке избирателей и изменении избирательного адреса.
(В редакции постановления ЦИК от 23 декабря 2020 года № 497)
26. Избиратель, проживающий и находящий за пределами Кыргызской Республики также вправе подать заявления в электронном формате через сервис «Кабинет избирателя» на государственном портале с прохождением авторизации в установленном порядке.
Сведения об избирателе, проживающем и находящемся за пределами Кыргызской Республики, подавшем заявление в электронном формате в сервисе «Кабинет избирателя», направляются в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение Кыргызской Республики в электронном формате для постановки на консульский (временный консульский) учет. При этом дополнительных документов от избирателя не требуется.
27. Центральная избирательная комиссия, не позднее 35 календарных дней до дня голосования, составляет контрольный список избирателей, проживающих и находящихся за пределами Кыргызской Республики, содержащий актуализированную информацию об избирателях и направляет в участковые избирательные комиссии.
Участковая избирательная комиссия за пределами Кыргызской Республики обязана за 30 календарных дней до дня голосования вывесить контрольный список избирателей для ознакомления избирателями.
Контрольный список не должен содержать иной информации, кроме фамилии, имени, отчества избирателей, включенных в списки по соответствующему участку за пределами Кыргызской Республики, а также номера избирательного участка.
28. Окончательный список избирателей, проживающих и находящихся за пределами Кыргызской Республики, формируется Центральной избирательной комиссией за 10 календарных дней до дня голосования с учетом заявлений избирателей об уточнении данных в списке избирателей и изменении избирательного адреса, актуализированных данных Единого государственного реестра населения.
(В редакции постановления ЦИК от 23 декабря 2020 года № 497)
29. Центральная избирательная комиссия за 7 календарных дней до дня голосования распечатывает и передает пронумерованный, прошнурованный и заверенный печатью Центральной избирательной комиссии окончательный список избирателей в двух экземплярах в соответствующие участковые избирательные комиссии за пределами Кыргызской Республики.
При этом второй экземпляр бумажного окончательного списка избирателей по каждому избирательному участку, предназначенный для вывешивания, не должен содержать информацию о месте жительства избирателей, включенных в окончательный список.
Соответствующие участковые избирательные комиссии за пределами Кыргызской Республики обязаны не позднее 7 календарных дней до дня голосования вывесить на избирательном участке второй экземпляр бумажного окончательного списка избирателей соответствующего избирательного участка.
Разглашение сведений с персональными данными, содержащихся в окончательных списках избирателей путем передачи, копирования, опубликования влечет ответственность, предусмотренную законодательством.
Не подлежит ограничению фото-, видеосъемка избирателем или наблюдателем вывешенного окончательного списка избирателей.
Окончательный список избирателей размещается на государственном портале «Тизме».
7. Получение и доставка избирательных документов,
автоматически считывающих урн и идентификационного оборудования
30. Министерство иностранных дел во взаимодействии с Центральной избирательной комиссией и Государственной регистрационной службой при Правительстве Кыргызской Республики организует доставку оборудования идентификации, автоматически считывающих урн, избирательных бюллетеней и избирательной документации в участковые избирательные комиссии, образованные за пределами Кыргызской Республики.
31. Центральная избирательная комиссия организует обучение для членов участковых избирательных комиссий, образованных за пределами Кыргызской Республики:
- по порядку организации голосования и подведения итогов голосования;
- по порядку процедуры идентификации избирателей при приеме и обработке заявлений об уточнении данных в списке избирателей и изменении избирательного адреса;
- по порядку процедуры идентификации избирателей в день голосования;
- по использованию автоматических считывающих урн;
иным вопросам, связанным с деятельностью избирательных комиссий
(В редакции постановления ЦИК от 23 декабря 2020 года № 497)
32. Комплекты оборудования идентификации, автоматически считывающих урн и избирательной документации передаются в участковые избирательные комиссии, образованные за пределами Кыргызской Республики, дипломатические представительства, консульские учреждения Кыргызской Республики Центральной избирательной комиссией по Акту.
(В редакции постановления ЦИК от 23 декабря 2020 года № 497)
33. Центральная избирательная комиссия за 10 календарных дней до дня голосования по акту передает избирательные бюллетени Бишкекской территориальной избирательной комиссии для отправки участковым избирательным комиссиям, сформированным за пределами Кыргызской Республики.
Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на 0,1 процент.
Члены участковой избирательной комиссии и операторы идентификации в обязательном порядке подписывают установленную форму обязательства о защите персональных данных избирателей.
34. После завершения выборов и подведения итогов голосования, автоматически считывающие урны с комплектующими (SD карта памяти, USB накопители и административная Smart-карта), комплект оборудования по идентификации передаются председателем, секретарем, членом участковой избирательной комиссии либо сотрудником дипломатического представительства или консульского учреждения Кыргызской Республики по Акту уполномоченному сотруднику Центральной избирательной комиссии. Один экземпляр Акта приема-передачи передается в Центральную избирательную комиссию.
(В редакции постановления ЦИК от 23 декабря 2020 года № 497)
8. Организация голосования на избирательных участках, образованных за пределами Кыргызской Республики
35. Голосование в день выборов за пределами Кыргызской Республики проводится с 08.00 до 20.00 часов по местному времени государства, где образована участковая избирательная комиссия.
36. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии за пределами Кыргызской Республики обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 10 календарных дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.
37. Организация порядка голосования и подведения итогов голосования за пределами Кыргызской Республики осуществляется в соответствии с Положениями «Об организации голосования, установлении итогов голосования и определении результатов выборов на выборах Президента Кыргызской Республики», «О порядке голосования отдельных категорий граждан», «Об организации и порядке голосования и установления итогов голосования избирательными комиссиями при выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «Об организации и порядке голосования и установления итогов голосования избирательными комиссиями при проведении референдума Кыргызской Республики» и иными нормативными актами Центральной избирательной комиссии.
9. Передача протоколов избирательных комиссий об итогах голосования
38. После завершения голосования на выборах участковая избирательная комиссия за пределами Кыргызской Республики направляет предварительные итоги голосования на центральный сервер Центральной избирательной комиссии.
После ручного подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией за пределами Кыргызской Республики составляется протокол об итогах голосования в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
39. После оглашения итогов голосования протокол об итогах голосования, первичные, итоговые чеки об идентификации избирателей и автоматически считывающих урн, заверенные печатью участковой избирательной , направляются на центральный сервер Центральной избирательной комиссии (сканированная версия).
В случае ошибочного заполнения протокола об итогах голосования, участковая избирательная комиссия за пределами Кыргызской Республики составляет соответствующий акт, который также сканируется и направляется на центральный сервер Центральной избирательной комиссии вместе с вновь заполненным и подписанным протоколом об итогах голосования.
Поступившие на центральный сервер Центральной избирательной комиссии сканированные документы после проверки на соответствие правильности заполнения протокола публикуются на сайте Центральной избирательной комиссии.
40. Первый экземпляр протокола об итогах голосования по соответствующему участку за пределами Кыргызской Республики после его подписания вместе с избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, списки избирателей, заявления (жалобы), принятые по ним решения, акты, составленные участковой избирательной комиссией, отчеты автоматически считывающих урн, первичный и итоговый отчет по идентификации, не позднее 7 календарных дней доставляются в Бишкекскую территориальную избирательную комиссию.
10. Финансовое обеспечение расходов, связанных с организацией голосования на избирательных участках за пределами Кыргызской Республики
41. Финансовое обеспечение расходов, связанных с организацией голосования на избирательных участках за пределами Кыргызской Республики, производится за счет средств республиканского бюджета, в пределах сметы расходов, утвержденной Центральной избирательной комиссией. Порядок финансирования устанавливается законодательством Кыргызской Республики.
42. Избирательные комиссии, сформированные за пределами Кыргызской Республики, предоставляют в Министерство иностранных дел отчет о расходовании средств на подготовку и проведение выборов не позднее 7 календарных дней после проведения выборов.
43. Министерство иностранных дел предоставляет в Центральную избирательную комиссию отчет о расходовании средств республиканского бюджета не позднее 20 календарных дней после проведения выборов.
44. Председатели избирательных комиссий, сформированных за пределами Кыргызской Республики, распоряжаются денежными средствами и несут персональную ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросами представление финансовых отчетов в сроки и порядке, установленные законом.
11. Форс-мажорные обстоятельства
45. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, препятствующих исполнению соответствующих пунктов настоящего Положения, касающихся прибытия в Центральную избирательную комиссию членов избирательных комиссий, образованных за пределами Кыргызской Республики для прохождения обучения, доставки оборудования, избирательных бюллетеней и иных избирательных документов, Центральная избирательная комиссия во взаимодействии с Министерством иностранных дел, Государственной регистрационной службой при Правительстве Кыргызской Республики и другими государственными органами Кыргызской Республики, предпринимают необходимые меры в соответствии с законодательством для обеспечения реализации избирательных прав граждан Кыргызской Республики, проживающих и находящихся за ее пределами.