Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от СНГ о ходе наблюдения за подготовкой досрочных выборов депутатов Жогорку Кенеша
24 ноября 2025
Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств подготовила промежуточный отчет о ходе наблюдения за подготовкой досрочных выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, за период 10–24 ноября 2025 года.
Ниже текст отчета:
По приглашению Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная комиссия, ЦИК) Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) проводит мониторинг подготовки досрочных выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее – выборы), назначенных Указом Президента Кыргызской Республики от 30 сентября 2025 года № 272 на 30 ноября 2025 года после принятия Жогорку Кенешем Кыргызской Республики VII созыва 25 сентября 2025 года решения о самороспуске.
1. Общие положения
Миссия приступила к работе 10 ноября 2025 года, осуществляет свою деятельность свободно и независимо, руководствуясь законодательством Кыргызской Республики, документами, принятыми в рамках Содружества: Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года, Положением о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества от 26 марта 2004 года, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.
В соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от СНГ Совет постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества согласовал в качестве Главы Миссии кандидатуру первого заместителя Генерального секретаря СНГ Петришенко И.В.
По состоянию на 24 ноября 2025 года поданы документы на аккредитацию 241 наблюдателя от СНГ, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентскую Ассамблею ОДКБ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, а также Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. На долгосрочной основе работают 10 наблюдателей. Координирует их деятельность Штаб Миссии, расположенный в городе Бишкеке.
В рамках мониторинга избирательной кампании Глава Миссии Петришенко И.В. провел встречи с Председателем Центральной комиссии Шайназаровым Т., Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики – Руководителем Администрации Президента Кыргызской Республики Касымалиевым А, первым заместителем Министра иностранных дел Кыргызской Республики Исаевым А. Представители Штаба Миссии обсуждали предвыборную кампанию с руководством Верховного Суда и Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.
Члены Миссии в ходе долгосрочного наблюдения посетили четыре окружные, а также ряд участковых избирательных комиссий г. Бишкека, где были проинформированы об организации голосования, в том числе и на зарубежных избирательных участках, а также голосования лиц, которые по состоянию здоровья или инвалидности не могут прибыть на избирательный участок. Наблюдателям от Содружества было продемонстрировано новое оборудование для голосования, которое будет применяться на выборах.
Представители Миссии также ознакомились с работой окружных и участковых избирательных комиссий в Чуйской, Таласской, Джалал-Абадской, Ошской областях.
Миссия работает открыто и гласно. Штабом Миссии выпускаются информационные сообщения о ходе наблюдения за подготовкой выборов. Долгосрочные наблюдатели от Содружества открыты для общения с представителями средств массовой информации.
2. Законодательная база для проведения выборов
Правовую основу проведения выборов составляют Конституция Кыргызской Республики, Конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее – Конституционный закон), Конституционный закон «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики», Закон
«Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», ряд других законодательных актов, а также постановления Центральной комиссии, разъясняющие отдельные процедуры организации избирательной кампании.
После парламентских выборов 2021 года в Конституционный закон были внесены существенные изменения, основные из которых следующие:
переход от смешанной мажоритарно-пропорциональной к мажоритарной избирательной системе, при которой 90 депутатов избираются по 30 многомандатным избирательным округам;
введение дополнительных требований к кандидатам в депутаты в части владения государственным языком и постоянного проживания в республике не менее 5 последних лет перед выдвижением, отсутствия судимости, в том числе снятой или погашенной, а также необходимости внесения невозвращаемого избирательного взноса для регистрации кандидатов Центральной комиссией;
возможность проведения дистанционного голосования для граждан, включенных в список избирателей, но не имеющих возможности голосовать на избирательном участке по месту постоянной регистрации.
В соответствии с внесенными в Конституционный закон изменениями при распределении мандатов для представителей одного пола не может быть выделено более двух третей мест в парламенте.
Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ завершают анализ избирательного законодательства Кыргызской Республики. Их выводы будут изложены после дня голосования в итоговом документе.
3. Формирование избирательных комиссий и их деятельность
В соответствии с Конституционным законом организацию и проведение выборов осуществляют:
Центральная комиссия;
30 окружных избирательных комиссий (далее – окружные комиссии, ОИК);
2619 участковых избирательных комиссий (далее – участковые комиссии, УИК), в том числе 27 – для дистанционного голосования и 100 – за рубежом.
Центральная комиссия – постоянно действующий независимый орган государственной власти, обеспечивающий подготовку и проведение выборов и референдумов в Кыргызской Республике и возглавляющий систему избирательных комиссий.
Состав ЦИК формируется сроком на 5 лет и состоит из 12 членов комиссии. Члены Центральной комиссии избираются Жогорку Кенешем: половина состава – по представлению Президента Кыргызской Республики, вторая половина – по собственной инициативе с учетом представительства не более 70 % лиц одного пола. Действующий состав Центральной комиссии был избран в июле 2021 года.
В соответствии с Конституционным законом окружные комиссии формируются ЦИК на период подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша из числа членов территориальных избирательных комиссий, функционирующих в соответствующих избирательных округах. Составы ОИК были утверждены Центральной комиссией 3 октября 2025 года.
Участковые комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями сроком на 5 лет в равном соотношении представителей от политических партий и представительных органов местного самоуправления. Количество членов УИК определяется в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка:
до 500 избирателей – не менее 7 членов;
от 501 до 1200 избирателей – не менее 9 членов;
более 1201 избирателя – не менее 11 членов.
Составы участковых комиссий были сформированы в феврале – марте 2025 года.
Информация о составе, месторасположении и контактных телефонах ОИК и УИК опубликована в местной печати, а также размещена на сайте ЦИК.
Центральная комиссия системно и планомерно ведет работу по подготовке и проведению избирательной кампании.
Постановлением ЦИК от 30 сентября 2025 года утвержден Календарный план основных организационно-практических мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. При этом учтено требование Конституционного закона о сокращении установленных сроков избирательных действий на треть при проведении досрочных выборов. Также Центральной комиссией принят ряд постановлений, детализирующих отдельные положения избирательного законодательства.
При ЦИК созданы 8 рабочих групп (по рассмотрению заявлений и жалоб, по вопросам информирования избирателей и иных субъектов избирательного процесса и правилам агитации, по совершенствованию реализации избирательных прав граждан с инвалидностью и ряд других).
Для проведения безотлагательной проверки достоверности информации, изложенной в заявлениях, жалобах, обращениях избирателей и иных субъектов избирательного процесса, по фактам нарушения избирательного законодательства, их рассмотрения и принятия необходимых мер решениями Центральной и окружных комиссий сформированы координационные группы оперативного реагирования (КГОР) соответствующих уровней. В их состав входят представители избирательных комиссий, органов прокуратуры, внутренних дел и национальной безопасности Кыргызской Республики. Информация о поступивших в КГОР обращениях о нарушениях избирательного законодательства и принятых мерах размещается на сайте ЦИК.
Большое внимание уделяется учебе организаторов выборов. 15 октября Центральная комиссия организовала обучающий семинар для членов ОИК и тренеров, которые с 17 по 24 ноября 2025 года провели тренинги с составами УИК во всех областях республики и городе Бишкеке.
Кроме обучения членов избирательных комиссий, ЦИК организовала тренинги для сотрудников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации, наблюдателей.
Для обеспечения единообразного применения норм Конституционного закона Центральная комиссия издала руководства для окружных и участковых комиссий, в которых изложены необходимые разъяснения законодательства и приведены образцы заполнения избирательной документации.
В помощь участникам избирательного процесса ЦИК подготовила 6 учебно-методических пособий, 11 плакатов информационного характера, более 1000 баннеров для оформления ОИК и УИК.
Миссия отмечает гласную и открытую работу Центральной комиссии, коллегиальное обсуждение рассматриваемых вопросов на ее заседаниях, которые проходят с участием наблюдателей, представителей средств массовой информации и транслируются в онлайн-режиме на сайте ЦИК.
4. Списки избирателей
В соответствии с Конституционным законом в целях реализации прав избирателей, ознакомления избирателей с данными о себе, а также проведения голосования составляется список избирателей по каждому избирательному участку.
В список избирателей на выборах депутатов Жогорку Кенеша по многомандатным избирательным округам включаются все граждане Кыргызской Республики, обладающие на день голосования активным избирательным правом, являющиеся членами местного сообщества, то есть зарегистрированные по месту жительства в соответствующем округе не менее чем за 90 дней до дня голосования, и прошедшие биометрическую регистрацию.
Составление списков избирателей производится на основе персональных данных (в том числе биометрических), содержащихся в Едином государственном реестре населения, с учетом границ избирательных участков.
Списки избирателей подразделяются на предварительные, контрольные и окончательные.
Предварительный список формируется путем автоматической выгрузки из Единого государственного реестра населения данных о гражданах, достигших 18-летнего возраста, сдавших биометрические данные.
Предварительный список был размещен на государственном портале «Тизме» за 53 календарных дня до дня голосования. За 50 дней до дня голосования предварительные списки, составленные по каждому избирательному участку, ЦИК передала в участковые комиссии.
Гражданам с 14 октября по 19 ноября 2025 года была предоставлена возможность ознакомиться в помещении УИК со списками избирателей и в случае необходимости обратиться с заявлением об ошибке или неточности в списках в участковую комиссию.
Правильность своих данных в списке можно было также проверить с помощью информационного сервиса «Кабинет избирателя» на государственном портале «Тизме» или обратившись в колл-центр Государственной регистрационной службы.
Контрольные списки, содержащие актуализированную информацию об избирателях и изменения, произведенные на основании заявлений граждан, поступивших в период уточнения списка, были вывешены в помещениях УИК за 20 дней до дня голосования.
Прием заявлений граждан об отсутствии их в списке избирателей, об ошибке или неточности в нем был прекращен за 10 дней до дня голосования. После обработки заявлений Центральная комиссия сформирует окончательные списки избирателей, которые будут вывешены в участковых комиссиях и размещены на государственном портале «Тизме».
Согласно данным Центральной комиссии, в контрольные списки избирателей по многомандатным округам включены 4 млн 297 тыс. 040 человек.
5. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты
Согласно Конституции Кыргызской Республики Жогорку Кенеш состоит из 90 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.
В соответствии с Конституционным законом депутаты Жогорку Кенеша избираются по 30 многомандатным избирательным округам по мажоритарной системе. Депутатом парламента может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день выборов 25 лет, обладающий избирательным правом и имеющий высшее профессиональное образование, владеющий государственным языком, постоянно проживающий в республике не менее 5 последних лет перед выдвижением кандидатом в депутаты.
Не имеют права быть избранными депутатами Жогорку Кенеша лица:
1) имеющие судимость, в том числе снятую или погашенную;
2) в отношении которых уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям, за исключением:
преступлений небольшой тяжести, менее тяжких преступлений, совершенных по неосторожности;
случаев отказа потерпевшего от поддержания частно-публичного обвинения и (или) при достижении согласия обвиняемого с потерпевшим;
3) религиозные деятели в течение 5 лет после приостановления ими религиозной деятельности.
Избранными по многомандатному избирательному округу признаются три кандидата, получившие наибольшее число голосов избирателей соответствующего избирательного округа, принявших участие в голосовании. При распределении мандатов по округу не может быть выделено более двух мандатов для представителей одного пола.
Право выдвижения кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша принадлежит политическим партиям и гражданам путем самовыдвижения.
За каждого выдвинутого кандидата политическая партия должна внести на специальный счет Центральной комиссии избирательный взнос. Такой же взнос вносится кандидатами в случае их самовыдвижения.
В соответствии с Конституционным законом выдвижение кандидатов проходило со дня официального опубликования списка многомандатных избирательных округов – 1 октября 2025 года и завершилось за 30 календарных дней до дня голосования – 30 октября 2025 года.
Уведомления о намерении участвовать в парламентских выборах в Центральную комиссию подали 3 партии. В установленные Конституционным законом сроки документы на регистрацию кандидатов предоставила только политическая партия «Ынтымак», выдвинувшая 9 кандидатов.
Всего по 30 многомандатным избирательным округам были выдвинуты 589 претендентов, из которых 62 – отозвали свои заявления до регистрации, 4 – отказались от участия в выборах до окончания периода регистрации, 56 претендентам в регистрации было отказано. Центральная комиссия зарегистрировала 467 кандидатов (276 мужчин и 191 женщину).
6. Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании
В соответствии с Конституционным законом предвыборная агитация проводится с 10 ноября до 8.00 часов 29 ноября 2025 года.
Агитация может осуществляться:
1) через средства массовой информации;
2) посредством проведения публичных мероприятий (митинги, собрания, телевизионные дебаты), за исключением концертов и театрализованных представлений, а также спортивных мероприятий;
3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4) в иных не запрещенных Конституционным законом формах.
Согласно утвержденному Центральной комиссией Положению о порядке проведения предвыборной агитации при проведении выборов Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственной телерадиоорганизацией для проведения агитации кандидатами в депутаты по многомандатным избирательным округам, должен быть не менее тридцати минут в рабочие дни. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными и явившимися на передачу кандидатами на равных основаниях и должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию – с 20 до 24 часов.
Очередность выступления кандидатов была определена 8 ноября 2025 года путем жеребьевки.
На телеканалах НТРК и «ЭлТР» кандидатам предоставлено время для теледебатов. График их выхода в эфир был утвержден ЦИК.
Государственные периодические печатные средства массовой информации, а также интернет-издания на равных условиях выделяют бесплатные печатные или, соответственно, электронные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, политическими партиями в размере не менее одной страницы формата А4.
Для ведения предвыборной агитации партии и кандидаты могут приобрести эфирное время и печатную площадь в СМИ на равных условиях на платной основе за счет средств своих избирательных фондов.
Государственными органами, органами местного самоуправления, окружными комиссиями кандидатам оказывается содействие в организации собраний и встреч с избирателями, безвозмездно и на равных условиях выделяются места для их проведения. Такие встречи проходят с 10 ноября 2025 года во всех областях страны и городе Бишкеке.
Значительная часть агитационной работы ведется кандидатами через различные интернет-платформы, социальные сети, а также посредством выпуска и распространения печатных и других агитационных материалов, которые размещаются на средствах наружной рекламы и электронных мониторах.
В соответствии с утвержденным Центральной комиссией 15 августа 2025 года Положением об информировании избирателей и иных субъектов избирательного процесса о ходе подготовки и проведения выборов избирательные комиссии всех уровней, государственные органы, органы местного самоуправления, средства массовой информации обеспечивают всестороннее информационное сопровождение подготовки и проведения выборов.
Всего для освещения предвыборной агитации ЦИК аккредитовала 41 теле- и 19 радиоканалов, 37 печатных и 40 интернет-изданий.
По каналам телевидения и радио регулярно транслируются информационные ролики, разъясняющие права избирателей и процедуру голосования, а также социальная реклама, призывающая к участию в выборах. Для информирования граждан о дне голосования используются информационно-рекламные табло, баннеры и плакаты, размещающиеся в наиболее посещаемых местах.
По заказу ЦИК были изготовлены информационные материалы обо всех кандидатах, баллотировавшихся по многомандатным избирательным округам, которые опубликованы в печати.
Информация о ходе подготовки к выборам, деятельности избирательных комиссий оперативно размещается на интернет-сайте и официальных аккаунтах ЦИК в социальных сетях «Фейсбук», «Инстаграм», «Телеграм». Избиратели также могут получить консультацию по выборным вопросам и процедурам, обратившись на горячую линию колл-центра Центральной комиссии.
7. Работа с жалобами и заявлениями
Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Кыргызской Республики с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса. После изучения и обобщения поступающих ответов соответствующая информация будет отражена в итоговом заявлении Миссии.
Свои окончательные выводы и оценки по результатам мониторинга избирательной кампании в Кыргызской Республике Миссия изложит в итоговом документе после проведения выборов.
Штаб Миссии наблюдателей от СНГ
