ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОБУЧЕНИЕ

ИЗБИРАТЕЛИ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

КАНДИДАТЫ

НАБЛЮДАТЕЛИ

СМИ

ВЫБОРЫ

РЕФЕРЕНДУМ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ТЕНДЕРЫ

ВЫДВИЖЕНИЕ В УИК

КОНКУРСЫ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 
Главная - ЦИК - Положения ЦИК КР
Центральная избирательная комиссия

ПОЛОЖЕНИЕ об организации и порядке голосования, установления итогов голосования и определении результатов референдума избирательными комиссиями при проведении референдума Кыргызской Республики

 

Утверждено

постановлением Центральной комиссии

по выборам и проведению референдумов

Кыргызской Республики

от 13 ноября 2016 года  №203

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации и порядке голосования, установления итогов голосования и определении результатов референдума избирательными комиссиями при проведении референдума Кыргызской Республики

 1. Общие положения.

2. Организация процесса голосования. Основные требования к оборудованию помещения для голосования. Протокол об итогах голосования.

3. Порядок голосования вне помещения.

4. Порядок голосования в день голосования.

5. Подсчет голосов участников референдума. Установление итогов голосования участковыми избирательными комиссиями.

6. Установление итогов голосования территориальными избирательными комиссиями на соответствующих территориях.

7. Определение результатов референдума.

8. Порядок обеспечения защиты от несанкционированного доступа к избирательным документам при доставке, передаче и приеме вышестоящими избирательными комиссиями.

9. Обеспечение безопасности на участке референдума и в помещении для голосования.

1.Общие положения 

 

1.1Настоящее Положение «Об организации и порядке голосования, установления итогов голосования и определении результатов референдума избирательными комиссиями при проведении референдума Кыргызской Республики» (далее - Положение) регулирует порядок организации голосования, подготовки помещения и оборудования для голосования, волеизъявления участников референдума, подсчета голосов участников референдума, установления итогов голосования и определения результатов референдума избирательными комиссиями, а также обеспечения реализации прав граждан на участие в референдуме Кыргызской Республики.

1.2 Целью настоящего Положения является обеспечение полного свободного, справедливого и прозрачного процесса голосования в референдуме, реализации прав граждан на участие в референдуме, максимально объективной фиксации волеизъявления участников референдума и подведения итогов голосования на участках референдума.

1.3 Настоящее Положение подготовлено на основе требований Конституции, конституционного Закона Кыргызской Республики “О референдуме Кыргызской Республики” и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, актов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия).

 

2.Организация процесса голосования. Основные требования к оборудованию помещения для голосования.

2.1. Организация процесса голосования возлагается в соответствии с законодательством на избирательные комиссии. Государственные органы и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организации и предприятия, а также их должностные лица содействуют им в подготовке и проведении процесса голосования. Избирательные комиссии в пределах своих полномочий, установленных законодательством, организуют подготовку к голосованию, готовят помещения для голосования, оборудуют их в соответствии с нормативными требованиями для проведения голосования, фиксируют процесс волеизъявления участников референдума, включая использование инновационных технологий, осуществляют подсчет голосов участников референдума, устанавливают итоги голосования и определяют результаты выборов.

2.2. Для проведения голосования на референдуме выделяются помещения для голосования. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в пользование участковой избирательной комиссии государственными органами, органами местного самоуправления.

        2.3 Помещения для проведения голосования должны отвечать соответствующим нормативам по противопожарной безопасности, санитарным нормам, быть удобными для участников референдума, а также помещение для голосования должно быть доступным для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наличие пандусов и перил является одним из способов, обеспечивающих доступность помещения для голосования лицам с оограниченными возможностями здоровья.

2.4 В помещении для голосования размещаются специально оборудованные кабины, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, мониторы и иное необходимое оборудование. В помещении для голосования, автоматически считывающие урны размещаются в качестве стационарных ящиков для голосования.

2.5 При совмещении дня голосования на референдуме с днем голосования выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики устанавливаются две автоматически считывающие урны (одна автоматически считывающая урна для голосования на референдуме, а другая для голосования на выборах депутатов местных кенешей), не менее четырех переносных ящиков для голосования.

  2.6 Система освещения должна иметь альтернативный источник питания: фонари и свечи. При отключении электроосвещения голосование приостанавливается до его возобновления (за счет основного или альтернативного источника). В этом случае, в целях эффективного наблюдения за работой участковой избирательной комиссии, наблюдатели, представители агитационных групп (группы «за» и группы «против») вправе находиться от ящиков для голосования, кабин для голосования на расстоянии, обеспечивающее полное обозрение действий избирательной комиссии, выполнение их функций.

2.7 В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковой избирательной комиссией оборудуется стенд, на котором размещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования как «за», так и «против» вопроса, вынесенного на референдум.

2.8 На информационном стенде могут размещаться извлечения из Конституции законов Кыргызской Республики, уголовного законодательства, законодательства об административных правонарушениях в части норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства.

2.9 Указанные материалы размещаются участковыми избирательными комиссиями таким образом, чтобы избиратели свободно могли с ними ознакомиться.

2.10 Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабины, мониторы, автоматически считывающие урны, иное необходимое оборудование и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов избирательной комиссии, наблюдателей, представителей агитационных групп (группа «за» и группа «против»).

2.11 На здании, в котором располагается помещение для голосования, должна находиться вывеска с указанием номера избирательного участка. На входе в помещение должна находиться вывеска с указанием часов работы участковой избирательной комиссии, при этом такую же вывеску следует разместить и на входе в здание, в котором расположено помещение участковой избирательной комиссии.

2.12 В помещении для голосования, наряду с технологическим оборудованием и материалами, необходимыми для обеспечения голосования, должно также находиться техническое оборудование: письменные столы, стулья, шкафы для бумаг и одежды, сейф или металлический шкаф, материалы для опечатывания ящиков для голосования и избирательной документации, печать участковой избирательной комиссии, калькулятор, канцелярские принадлежности, телефон.

2.13 Порядковые номера участников референдума вывешиваются в определенных местах помещения или размещаются на столах, за которыми будет осуществляться работа со списками участников референдума, выдача бюллетеней участникам референдума (Например:1-500; 501-1000 и т.д.).

2.14 Участковые избирательные комиссии составляют протоколы об итогах голосования на соответствующих участках референдума. Территориальные избирательные комиссии составляют протоколы об итогах голосования на соответствующих территориях (административно - территориальных единицах).

2.15 Протокол об итогах голосования является документом строгой отчетности, форма и степень защиты  определяются Центральной избирательной комиссией.

2.16 Форма и порядок заполнения протоколов об итогах голосования участковыми, территориальными избирательными комиссиями устанавливаются Центральной избирательной комиссией.

2.17 При совмещении дня голосования на референдум с днем голосования и выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики, в помещении для голосования должны вывешивается две увеличенные формы протоколов об итогах голосования, предназначенные для занесения в них данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования.

3.Порядок голосования вне помещения

 

         3.1. Участники референдума, которые внесены в списки участников референдума, но по состоянию здоровья или инвалидности не могут прибыть на участок для голосования; участники референдума, находящиеся в день голосования в больницах, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых; участники референдума, временно проживающие в местах, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, на участках отгонного животноводства; а также в исключительных случаях, по решению соответствующей избирательной комиссии, военнослужащие, несущие службу в день голосования в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местах, если они постоянно проживают на территории участка референдума, в который входят по месту своего расположения места их временного пребывания, голосуют по месту своего пребывания. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить таким участникам референдума возможность голосования вне помещения для голосования за один календарный день до дня голосования.

 3.2 Голосование вне помещения для голосования проводится только за один календарный день до дня голосования и только на основании письменного заявления избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения. Заявление избирателя может быть сделано в любое время, но не позднее 3 календарных дней до дня голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления в специальном реестре. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования и данные об участнике референдума.

3.3 Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования при совмещении дня голосования на референдум с днем голосования выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики (не более четырех). При этом, голосование вне помещения проводят члены участковой избирательной комиссии совместно с оператором, которые получают необходимое количество бюллетеней отдельно для голосования на референдум и отдельно для голосования на выборах депутатов местных кенешей под роспись, а также предварительно два опечатанных (опломбированных) переносных ящика. Голосование вне помещения проводится в присутствии, наблюдателей, представителей средств массовой информации.

3.4 Участковая избирательная комиссия за 2 дня до голосования на своем заседании жеребьевкой определяет членов комиссии (не менее чем двух членов участковой избирательной комиссии), которые будут организовывать голосование вне помещения. Председатель и секретарь участковой избирательной комиссии в жеребьевке не участвуют.

3.5 За 2 дня до дня голосования участковая избирательная комиссия на своем участке обязана вывесить реестр участников референдума, подавших письменное заявление о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения.

3.6 Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет для осмотра членам участковой избирательной комиссии, а также присутствующим наблюдателям, представителям агитационных групп (группы «за» и группы «против»), средств массовой информации пустые ящики для голосования вне помещения, которые опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии. Затем в опечатанные ящики для голосования председатель участковой избирательной комиссии опускает контрольные листы, в которых указываются номер избирательного участка, время опускания контрольных листов в ящики для голосования, фамилии председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии, присутствующих представителей агитационных групп (группы «за» и группы «против»). Контрольные листы подписываются этими лицами и заверяются печатью участковой избирательной комиссии.

3.7 По прибытии к избирателю члены участковой избирательной комиссии совместно с оператором проводят идентификацию участника референдума по его биометрическим и персональным данным. После чего член участковой избирательной комиссии выдает ему бюллетень для голосования. При получении бюллетеня для голосования в бумажном списке участникам референдума проставляются серия и номер документа, удостоверяющего личность участника референдума. Участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в бумажном списке участникам референдума.

3.8 Бюллетень для голосования заполняется участником референдума в специальном месте, где не допускается присутствие других лиц. Специальное место должно быть подобрано с учетом обеспечения тайны волеизъявления голосующего при заполнении бюллетеня для голосования и возможности контроля членами избирательной комиссии и наблюдателями за действиями голосующего.

3.9 Серия и номер паспорта участника референдума, проголосовавшего вне помещения, вносятся в список участников референдума и, одновременно, в соответствующей графе списка участников референдума делается отметка «Проголосовал вне помещения».

3.10 По окончании голосования вне помещения переносные ящики дополнительно опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии и убираются в сейф (шкаф) для хранения избирательных документов, который опечатывается (пломбируется) дополнительно.

3.11 Подсчет голосов участников референдума, проголосовавших вне помещения, производится по окончании голосования в помещении для голосования.

3.12 Извлеченные из переносных ящиков бюллетени для голосования, пропускаются через автоматически считывающую урну по окончании голосования в помещении для голосования.

 

4. Порядок голосования в день голосования

 

         4.1.  На всех участках референдума, в том числе находящихся за пределами территории Кыргызской Республики, голосование проводится с      8-00 до 20-00 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает граждан не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения референдума через средства массовой информации или иным способом, а при проведении повторного голосования – не позднее чем за 7 календарных дней до дня голосования.Голосование за пределами Кыргызской Республики проводится с 8-00 до 20-00 часов по местному времени страны, где проводится голосование.

4.2. На участках референдума, образованных в воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах, местах временного пребывания граждан, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным ранее 20-00 часов по местному времени, если проголосовали все граждане, имеющие право на участие в референдуме, включенные в список.

4.3. В день проведения референдума, в 7-00 часов по местному времени, участковая избирательная комиссия на своем заседании в помещении для голосования жеребьевкой определяет членов комиссии, которые будут:

- совместно с оператором ГРС проводить идентификацию граждан в электронном списке участников референдума;

- осуществлять регистрацию граждан в бумажном списке участников референдума;

- выдавать бюллетени для голосования;

- осуществлять контроль за прохождением участников референдума в кабины для тайного голосования, опусканием бюллетеней для голосования в автоматически считывающие урны для голосования.

4.4 Председатель и секретарь участковой избирательной комиссии, а также член участковой комиссии, обслуживающий автоматически считывающие урны, в жеребьевке не участвуют.

4.5. Председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и иных участников референдума вскрывает опечатанный сейф (шкаф), в котором находятся список участников референдума данного участка, бюллетени для голосования и печать участковой избирательной комиссии, а также документы по результатам голосования вне помещения; вынимает из сейфа (шкафа) бумажный список участников референдума, иное необходимое оборудование с электронным списком участников референдума, оглашает число включенных в список участников референдума, дает возможность визуально ознакомиться и сопоставить бумажный и электронный списки участников референдума присутствующим лицам, затем раздает его членам участковой избирательной комиссии, которые несут ответственность за регистрацию участников референдума и заполнение бумажного списка участников референдума в день голосования.

4.6 Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет для осмотра членам участковой избирательной комиссии, а также присутствующим наблюдателям, иным участникам референдума пустые ящики для голосования, которые опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии. Затем в опечатанные ящики для голосования председатель участковой избирательной комиссии опускает контрольные листы, в которых указываются номер участка референдума, время опускания контрольных листов в ящики для голосования, фамилии председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии. Контрольные листы подписываются этими лицами и заверяются печатью участковой избирательной комиссии.

4.7 Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о количестве бюллетеней для голосования, полученных от вышестоящей избирательной комиссии и выданных для голосования вне помещения. Члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, иных участников референдума пересчитывают и оглашают количество бюллетеней для голосования, затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет их для визуального ознакомления присутствующим лицам и заносит число бюллетеней для голосования, полученных участковой избирательной комиссией от вышестоящей избирательной комиссии, в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму.

4.8 После пересчета бюллетеней для голосования председатель участковой избирательной комиссии передает по 100 бюллетеней для голосования по ведомости членам участковой избирательной комиссии, которые расписываются в их получении и несут ответственность за выдачу бюллетеней для голосования.

4.9 Во всех случаях, указанных в настоящей части, вправе присутствовать представители группы «за», группы «против», средства массовой информации и наблюдатели.

4.10 В помещении для голосования члены участковой комиссии по проведению референдума совместно с операторами проводят идентификацию участника референдума по его биометрическим и персональным данным.

4.11 Для идентификации участника референдума по его биометрическим и персональным данным согласие участника референдума не требуется.

4.12 При этом на мониторе, вывешенном на обозримом для наблюдателей и иных участников референдума месте, высвечивается следующая информация:

- общее количество граждан, включенных в список участников референдума на данном участке референдума;

- количество проголосовавших на данный момент участников референдума на этом участке по проведению референдума;

- иная информация, определенная Центральной комиссией по проведению референдума совместно с уполномоченным государственным органом, в соответствии с техническими возможностями оборудования.

4.13  После идентификации участника референдума распечатывается чек. Чек предъявляется участником референдума члену участковой комиссии по проведению референдума, который выдает ему бюллетень для голосования в обмен на чек.

4.14 При выдаче бюллетеней для голосования, определенный жеребьевкой член участковой комиссии по проведению референдума регистрирует участника референдума в бумажном списке участников референдума. Участник референдума расписывается в нем о получении бюллетеня.

         4.15  Каждый участник референдума голосует лично, голосование за других участников референдума не допускается.

         4.16 Бюллетень для голосования выдается участнику референдума, включенным в список участников референдума, по предъявлении документа, удостоверяющего личность участника референдума и чека, выданного ему после идентификации. К документам, удостоверяющим личность участника референдума, относятся: паспорт гражданина (ID-карта) (для граждан, голосующих на территории Кыргызской Республики) и общегражданский паспорт гражданина Кыргызской Республики (для граждан, голосующих за пределами территории Кыргызской Республики).

4.17 При получении бюллетеня для голосования в бумажном списке участников референдума проставляются серия и номер документа, удостоверяющего личность участника референдума. Участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в бумажном списке участников референдума.

4.18 Бюллетень для голосования заполняется участником референдума в специально оборудованной кабине или ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Специально оборудованная кабина или специально оборудованное место должны быть установлены или изготовлены с учетом обеспечения тайны волеизъявления голосующего при заполнении бюллетеня для голосования и возможности контроля членами избирательной комиссии и наблюдателями за действиями голосующего.

4.19 В случае если голосующий участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии по проведению референдума, выдавшей бюллетень для голосования с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования, делая при этом соответствующую отметку в списке участников референдума рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования погашается, о чем составляется отдельный акт.

          4.20 Если участник референдума голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак «V» или любой иной знак в квадрате под словом «За». Если участник референдума голосует против вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак «V» или любой иной знак в квадрате под словом «Против». В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов вопроса, участник референдума ставит знак «V» или любой иной знак в квадрате под словами "Против всех вариантов". Заполненный бюллетень для голосования участник референдума опускает в ящик для голосования, который должен находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

4.21 В случае, если участник референдума не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой комиссии по проведению референдума и наблюдателей. Лицо, оказавшее помощь участнику референдума, указывает свои фамилию, имя, отчество и расписывается в списке участников референдума в графе "Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования на референдуме Кыргызской Республики".

4.22 Заполненные бюллетени для голосования пропускаются участником референдума через автоматически считывающую урну. Запрещается выносить избирательный бюллетень для голосования из помещения для голосования.

4.23 Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. В случаях нарушения общественного порядка в помещении для голосования председатель участковой избирательной комиссии имеет право обратиться за помощью к работникам правоохранительных органов с целью обеспечения общественного порядка в помещении для голосования, которые после наведения порядка должны покинуть помещение для голосования.

4.24 Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его полномочий и не нарушающие права участников избирательного процесса, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет секретарь участковой избирательной комиссии или иной член данной комиссии, уполномоченный ею.

4.25 Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе комиссии по проведению референдума, либо осуществлению гражданином Кыргызской Республики своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой комиссией по проведению референдума в письменной форме. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении данных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

4.26 Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, а также их должностные лица обязаны в день голосования обеспечить общественную безопасность, бесперебойную работу общественного транспорта, средств связи, электроосвещения и отопления помещений для голосования.

4.27 В случае сбоя автоматически считывающей урны в день референдума, голосование осуществляется на основе использования запасной автоматически считывающей урны. При этом участковая избирательная комиссия составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии и операторами.

4.28 В случае сбоя запасной автоматически считывающей урны голосование осуществляется на основе использования стационарного ящика. При этом участковая избирательная комиссия также составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии и операторами.           

4.29 Бюллетени для голосования, находящиеся в автоматически считывающей урне, которая дала сбой, извлекаются и пропускаются через действующую автоматически считывающую урну после окончания голосования в присутствии наблюдателей, представителей агитационных групп (группа «за» и группа «против»).

4.30 В случае восстановления работоспособности замененных в результате сбоя автоматических считывающих урн в течение дня голосования возобновление их использования для голосования не допускается.

 

5. Подсчет голосов участников референдума.

Установление итогов голосования участковыми избирательными комиссиями

 

5.1. В 20-00 часов голосование завершается, а помещение для голосования закрывается. Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только участники референдума, находящиеся в помещении для голосования, то есть пришедшие в помещение для голосования до 20-00 часов.

5.2  Подсчет голосов участников референдума осуществляется открыто и гласно исключительно членами участковой избирательной комиссии на ее заседании, с последовательным оглашением и соответствующим оформлением в протоколе об итогах голосования и в его увеличенной форме (которая вывешивается в месте, установленном избирательной комиссией) всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов участников референдума.

5.3 В процессе подсчета голосов и установления итогов голосования представителями агитационных групп (группы «за» и группы «против»), наблюдателями, представителями средств массовой информации могут производиться фотографирование, кино, видеосъемка.

5.4 Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования в том же помещении, где проводилось голосование участников референдума. Место, где производится непосредственный подсчет голосов участников референдума, должно быть оборудовано таким образом, чтобы к нему был обеспечен доступ всех членов участковой избирательной комиссии, представителей агитационных групп (группы «за» и группы «против») в избирательных комиссиях. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех лиц, присутствующих при подсчете.

5.5 Членам участковой избирательной комиссии, за исключением председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, при подсчете голосов запрещается пользоваться письменными принадлежностями.

5.6 При совмещении дня голосования на референдум и выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики, в первую очередь, осуществляется процесс подсчета бюллетеней для голосования, установление итогов голосования на референдум. Затем, осуществляется процесс подсчета бюллетеней, установление итогов голосования на выборах депутатов местных кенешей Кыргызской Республики.

5.7 Члены участковой избирательной комиссии, ответственные за выдачу бюллетеней для голосования, пересчитывают оставшиеся неиспользованные бюллетени голосования, погашают их путем надрезания правого нижнего и сдают по ведомости председателю участковой избирательной комиссии, о чем составляется акт. Таким же образом, погашаются неиспользованные бюллетени для голосования, оставшиеся в сейфе участковой избирательной комиссии. Все погашенные бюллетени голосования подсчитываются и упаковываются в пакет, который скрепляется печатью участковой избирательной комиссии и подписями ее членами. На пакете делается надпись "Погашенные бюллетени голосования", указываются их количество и номер избирательного участка.

5.8 Число всех погашенных бюллетеней для голосования, которое определяется как сумма чисел неиспользованных бюллетеней для голосования и бюллетеней для голосования, которые были возвращены участникам референдума как ошибочно заполненные (испорченные), оглашается и заносится в протокол об итогах голосования в его увеличенную форму.

5.9 Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума члены участковой избирательной комиссии, ответственные за регистрацию участников референдума, обязаны внести в каждую страницу списка участников референдума соответствующие суммарные данные.

5.10 После внесения суммарных данных каждая страница списка участников референдума подписывается членом участковой избирательной комиссии, который затем суммирует все данные и передает председателю участковой избирательной комиссии. Председатель и секретарь участковой избирательной комиссии вносят на последнюю страницу списка участников референдума итоговые данные, определяемые как сумма данных по всем страницам, заверяют их своей подписью и печатью участковой избирательной комиссии.

5.11 Число бюллетеней для голосования, выданных участникам референдума, дополнительно проверяется путем подсчета чеков. После проведения работы со списком участников референдума составляется акт о числе бюллетеней для голосования, выданных участникам референдума. Копию акта, заверенную подписью председателя и печатью участковой избирательной комиссии, выдают присутствующим представителям группы «за», группы «против», наблюдателям, средствам массовой информации, затем данные заносятся в протокол увеличенной формы.

5.12 После проведения работы со списком участников референдума председатель участковой избирательной комиссии предлагает присутствующим визуально ознакомиться с ним. После этого итог подсчета референдума убирается в сейф (шкаф).

5.13 Участковая избирательная комиссия приступает к подсчету бюллетеней для голосования, содержащихся в переносных ящиках для голосования. Члены участковой комиссии по проведению референдума, проводившие голосование вне помещения, демонстрируют сохранность пломб и печатей, вскрывают поочередно переносные ящики для голосования, затем извлекают бюллетени для голосования и контрольные листы с подписями членов участковой комиссии по проведению референдума, лиц, присутствовавших при опечатывании ящиков. Председатель участковой избирательной комиссии демонстрирует контрольные листы.

5.14 Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествует объявление числа участников референдума, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования. Подсчет бюллетеней для голосования в каждом переносном ящике для голосования производится отдельно.

5.15  Если установлено, что в переносном ящике для голосования число бюллетеней для голосования больше чем число заявлений участников референдума, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней для голосования, все бюллетени для голосования, находящиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными и погашаются путем надрезания правого нижнего угла, о чем составляется отдельный акт. Данный акт с указанными в нем фамилиями и инициалами членов участковой комиссии по проведению референдума, обеспечивавших проведение голосования вне помещения, прилагается к протоколу об итогах голосования. Эти недействительные бюллетени для голосования упаковываются отдельно и опечатываются, при этом на пакете указываются номер участка референдума, номер ящика, количество бюллетеней для голосования и делается надпись «Недействительные бюллетени для голосования, извлеченные из переносного ящика для голосования».

5.16 Количество недействительных бюллетеней для голосования, извлеченные из переносного ящика для голосования заносятся в соответствующую графу итогового протокола и в его увеличенную форму. Извлеченные из переносных ящиков бюллетени для голосования, пропускаются через автоматически считывающую урну.

        5.17 Бюллетени для голосования неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. Бюллетенями для голосования неустановленной формы признаются бюллетени для голосования, содержание и (или) форма которых не соответствуют тексту и форме бюллетеня для голосования, утвержденного Центральной избирательной комиссией.

5.18 Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума председатель участковой избирательной комиссии объявляет предварительные итоги голосования по автоматически считывающим урнам, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и оглашается перед всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии, представителями группы «за», группы «против», наблюдателями, средств массовой информации.

5.19 Автоматически считывающие урны не должны допускать раскрытия тайны голосования на весь период голосования и не должны быть подключенными к проводным и беспроводным сетям. Вывод данных об итогах голосования из автоматически считывающих урн осуществляется по решению участковой комиссии по проведению референдума после 20 часов в день голосования.

5.20 Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале подсчета бюллетеней для голосования, содержащихся в ящике для голосования, демонстрирует не поврежденность печати (пломбы) и вскрывает ящик для голосования. Члены участковой избирательной комиссии извлекают бюллетени для голосования и вынимают контрольный лист с подписями членов участковой избирательной комиссии, других лиц, присутствовавших утром при опечатывании ящиков для голосования. Председатель участковой избирательной комиссии демонстрирует контрольный лист.

5.21 Члены участковой избирательной комиссии сортируют бюллетени для голосования, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным «за» вынесенный вопрос, «против» вопроса, позицию «против всех вариантов» в случае вынесения на референдум альтернативных вариантом вопросов. Одновременно члены участковой избирательной комиссии отделяют бюллетени для голосования неустановленной формы и недействительные бюллетени для голосования. При сортировке бюллетеней для голосования члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в бюллетенях отметки участников референдума и предоставляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при подсчете.

5.22 С рассортированными бюллетенями для голосования вправе ознакомиться под контролем членов участковой избирательной комиссии наблюдатели, представители группы «за», группы «против». Затем производится подсчет голосов участников референдума по бюллетеням для голосования установленной формы отдельно по вопросу, вынесенному на референдум, позиции «против всех вариантов» в случае вынесения на референдум альтернативных вариантом вопросов. Подсчет рассортированных бюллетеней для голосования осуществляется вслух, путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли слышать или видеть отметку участника референдума в бюллетене для голосования. Одновременный подсчет бюллетеней для голосования из разных пачек не допускается.

5.23 Полученные данные, которые определяются по соответствующим отметкам (голосам) участников референдума в бюллетенях для голосования, поданным за каждый вариант ответа и позицию «Против всех вариантов», в случае вынесения на референдум альтернативных вариантом вопросов, заносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.

5.24 Недействительные бюллетени для голосования подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление участника референдума, а также недействительные бюллетени для голосования, извлеченные из переносного ящика для голосования (если имел место факт извлечения из переносного ящика для голосования числа бюллетеней для голосования, превышающего число заявлений участников референдума с отметкой о количестве полученных бюллетеней для голосования). К числу недействительных относятся и бюллетени для голосования, в которых не проставлены установленные Центральной избирательной комиссией защитные отметки, не заверенные печатью участковой комиссии по проведению референдума и не содержащие иные установленные отметки.

5.25 В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня для голосования недействительным участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня для голосования указываются причины его недействительности и эта запись подтверждается подписями председателя и секретаря участковой комиссии по проведению референдума, заверяется печатью комиссии. Общее число недействительных бюллетеней для голосования заносится в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.

5.26 Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму число действительных бюллетеней для голосования, которое определяется по отметкам участников референдума, позволяющим установить волеизъявление участников референдума.

5.27 Председатель участковой избирательной комиссии предлагает всем присутствующим при подсчете голосов лицам визуально ознакомиться с бюллетенями для голосования под контролем членов участковой избирательной комиссии. По требованию представителя группы «за», группы «против» или наблюдателя производит пересчет голосов. Бюллетени для голосования пересчитываются при непосредственном участии представителя группы «за», группы «против» или наблюдателя и предоставлении возможности визуального контроля с их стороны. При этом пересчет бюллетеней для голосования производится вслух.

5.28 После этого производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, согласно порядку, утверждаемому Центральной избирательной комиссией.

5.29 После проведения подсчета голосов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие заявления (жалобы) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов участников референдума, принимаются решения по каждому заявлению (жалобе). Затем членами участковой избирательной комиссии и заявителями, согласными с принятыми участковой избирательной комиссией решениями по поступившим заявлениям (жалобам), подписывается протокол итогового заседания участковой избирательной комиссии. При подписании протокола итогового заседания участковой избирательной комиссии члены участковой комиссии по проведению референдума, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к нему особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

5.30 После составления протокола об итогах голосования, рассортированные бюллетени для голосования, списки участников референдума упаковываются в отдельные пакеты, на которых указываются номер участка референдума, количество бюллетеней для голосования и наименование списков участников референдума. Пакеты опечатываются, подписываются членами участковой избирательной комиссии и складываются в отдельный мешок или коробку. На мешке или коробке указываются номер участка референдума и перечень находящихся внутри документов. Мешок или коробка опечатываются с проставлением подписей членов участковой избирательной комиссии. Упаковка бюллетеней для голосования, списков участников референдума, а также их складывание в мешок или коробку осуществляются в присутствии представителей группы «за», группы «против», наблюдателей, которым также предоставляется возможность поставить на мешке или коробке свои подписи. Пакет, мешок или коробка могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии по проведению референдума или суда.

5.31 Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии по проведению референдума с проставлением даты и времени (час, минута) его подписания. Протокол является действительным, если он подписан большинством от числа членов участковой избирательной комиссии. При подписании протокола члены участковой комиссии по проведению референдума, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

5.32 После подписания протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией итоги голосования незамедлительно оглашаются перед всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии, представителями группы «за», группы «против», наблюдателями, представителями средств массовой информации.

5.33 Первый экземпляр протокола об итогах голосования после его подписания вместе с документацией по проведению референдума, включая бюллетени для голосования, списки участников референдума, заявления (жалобы), принятые по ним решения, акты, составленные участковой комиссией по проведению референдума, незамедлительно доставляется в территориальную избирательную комиссию председателем участковой избирательной комиссии или одним из членов участковой избирательной комиссии в сопровождении представителей группы «за», группы «против».

5.34 Второй экземпляр протокола, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии, который несет установленную законодательством ответственность за их достоверность и сохранность до окончания работы комиссии.

5.35 Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией и хранится до окончания работы участковой избирательной комиссии.

5.36 Каждому лицу, присутствовавшему при подсчете голосов, секретарь участковой избирательной комиссии незамедлительно после подписания протокола об итогах голосования обязан выдать его копию, заверенную печатью.

6. Установление итогов голосования территориальными избирательными комиссиями на соответствующих территориях

 

6.1. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий вместе с документацией референдума, указанной в части 20 статьи  35 конституционного Закона, немедленно после их подписания членами участковой избирательной комиссии передаются по акту в территориальную избирательную комиссию, которая устанавливает итоги голосования на соответствующей территории.

6.2 Подведение итогов голосования на соответствующей территории осуществляет территориальная избирательная комиссия на основании протоколов, поступивших непосредственно из участковых комиссий по проведению референдума, путем сложения содержащихся в них данных.

6.3 После предварительной проверки правильности составления протоколов участковых избирательной комиссий об итогах голосования территориальная избирательной комиссия путем суммирования данных всех участковых избирательной комиссий устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет сводную таблицу и протокол, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий, количестве поступивших протоколов, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные протоколов участковых избирательных комиссий.

6.4 Территориальная избирательная комиссия признает итоги голосования на участке недействительными:

1) если во время проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место нарушения, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования;

2) если во время проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место нарушения, повлиявшие на волеизъявление участников референдума;

3) по решению вышестоящей избирательной комиссии;

4) по решению суда.

6.5 Перед подписанием протокола об итогах голосования на соответствующей территории территориальная избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию заявления (жалобы), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов участковых избирательных комиссий. Территориальная избирательная комиссия принимает решения по каждому заявлению (жалобе), затем членами комиссии и заявителями, согласными с принятыми комиссией решениями по поступившим заявлениям (жалобам), подписывается протокол итогового заседания комиссии. При подписании протокола итогового заседания территориальной избирательной комиссии члены комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к нему особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. После этого комиссия подписывает протокол об итогах голосования на соответствующей территории.

6.6 Протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии. К протоколам приобщаются составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, особые мнения членов комиссии по проведению референдума, а также поступившие заявления (жалобы) и принятые по ним решения.

6.7 Первый экземпляр протокола комиссии незамедлительно после подписания вместе с первым экземпляром сводной таблицы направляется в Центральную избирательную комиссию.

6.8 Второй экземпляр протокола вместе со всей документацией референдума хранится секретарем территориальной избирательной комиссии в охраняемом помещении до передачи в архив.

6.9 Увеличенная форма протокола об итогах референдума вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном территориальной избирательной комиссий.

6.10 При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из территориальных избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов комиссией. Повторный подсчет проводится с обязательным присутствием члена (членов) Центральной избирательной комиссии. При повторном подсчете голосов вправе присутствовать представители инициативной группы, группы «за», группы «против», наблюдатели. По итогам повторного подсчета голосов участников референдума избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию.

6.11 Каждому лицу, присутствовавшему при подсчете голосов, секретарь территориальной избирательной комиссии незамедлительно после подписания протокола об итогах голосования обязан выдать его копию, заверенную печатью.

 

7. Определение результатов референдума 

 

7.1. На основании протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования по соответствующим территориям путем суммирования содержащихся в них данных, Центральная избирательная комиссия не позднее 35 календарных дней со дня голосования определяет результаты референдума.

7.2 Центральная избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматривает все поступившие заявления (жалобы) о нарушениях в ходе подготовки и проведения референдума, принимает решение по каждому заявлению (жалобе).

7.3 Центральная избирательная комиссия составляет протокол о результатах референдума, в который заносятся данные поступивших протоколов, на основании которых определяются результаты референдума, данные о числе непосредственно нижестоящих комиссий по проведению референдума, а также сводную таблицу по суммарным данным протоколов нижестоящих избирательных комиссий.

7.4 Центральная избирательная комиссия признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 30 процентов участников референдума, внесенных в список участников референдума.

7.5 Центральная избирательная комиссия признает решение принятым на референдуме, если за вынесенный вопрос проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.

7.6 В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов вопросов и ни один из вариантов не получил более половины голосов участников референдума, принявших участие в голосовании, Центральная избирательная комиссия признает один из вариантов вопроса принятым, за который проголосовало наибольшее количество участников референдума, принявших участие в голосовании.

7.7 В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов вопросов и более половины участников референдума, принявших участие в голосовании, проголосовали “против всех вариантов”, то Центральная избирательная комиссия признает все варианты вопросов отклоненными.

7.8 Число участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу подписей участников референдума о получении бюллетеней для голосования установленной формы.

7.9 В случае признания итогов голосования на участке референдума недействительными результаты референдума определяются по итогам голосования на остальных участках референдума.

7.10 В случае признания итогов голосования на одном или нескольких участках референдума недействительными, которые влияют на результаты референдума, на данных участках проводится повторное голосование в               2-недельный срок со дня назначения повторного голосования соответствующей избирательной комиссией.

7.11 Нарушениями, не позволяющими с достоверностью установить итоги голосования участников референдума, понимаются нарушения порядка голосования, подсчета голосов, составления протокола об итогах голосования на участке референдума.

7.12 Нарушениями, повлиявшими на волеизъявление участников референдума, понимаются нарушения, повлиявшие на выражение воли участников референдума в ходе голосования, подсчета голосов или установления итогов голосования на участке референдума, связанные с агитацией в день голосования, воспрепятствованием осуществлению прав гражданами на участие в референдуме, наблюдением за голосованием, вмешательством в деятельность избирательных комиссий, подкупом участников референдума.

7.13 Центральная избирательная комиссия признает результаты референдума недействительными:

1) если итоги голосования на части участков по проведению референдума, охватывающих более одной трети участников референдума от общего числа принявших участие, в голосовании будут признаны недействительными;

2) по решению суда.

 

8. Порядок обеспечения защиты от несанкционированного доступа к избирательным документам при доставке, передаче и приеме вышестоящими избирательными комиссиями

        8.1. Обеспечение безопасности и сохранности документации референдума, в том числе бюллетеней для голосования, возлагается на избирательные комиссии. Содействие в обеспечении безопасности возлагается на правоохранительные органы (органы внутренних дел).

8.2 Согласно законодательству Кыргызской Республики, к документам референдума относятся: списки участников референдума, бюллетени действительные, недействительные, неиспользованные (погашенные), испорченные (заполненные с ошибками), а также бюллетени, выданные участникам референдума для голосования вне помещения на участках референдума, протоколы избирательных комиссий, их решения каждому заявлению (жалобе), сводные таблицы об итогах голосования.

8.3 В целях обеспечения защиты от несанкционированного доступа к документам референдума при доставке, передаче и приеме вышестоящими избирательными комиссиями изготавливаются специальные сейф-пакеты. Сейф-пакеты изготавливаются из специальных влагостойких, жаропрочных материалов, которые имеют индивидуальный восьмизначный номер (далее - идентификационный номер), запечатывается самоклеющейся индикаторной лентой. Незаконное, самовольное и анонимное вскрытие сейф-пакетов исключено, так как оно будет сопровождаться явно видимым следом – это словами "open" (открыто) под пломбой-лентой, из-за чего вторичное запечатывание использованного пакета исключается.

8.4 Во избежание вскрытия сейф-пакета с целью внесения поправок, членам участковой избирательной комиссии необходимо тщательно проверить данные, занесенные в протокол об итогах голосования.

8.5 Первый экземпляр, а также его заверенная копия протокола об итогах голосования упаковывается отдельно в два сейф-пакета председателем или секретарем участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представителей агитационных групп (группы «за» и группы «против»), о чем составляется акт, в котором должны быть указаны идентификационные номера сейф-пакетов, который должен быть подписан всеми присутствующими лицами. Пакеты опечатываются, подписываются членами участковой избирательной комиссии и складываются в отдельный мешок или коробку. На мешке или коробке указываются номер участка референдума и перечень находящихся внутри документов. Мешок или коробка опечатываются с проставлением подписей членов участковой избирательной комиссии.

8.6 Оба сейф-пакета: с первым экземпляром, а также с заверенной копией протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссии незамедлительно доставляются председателем или одним из членов участковой избирательной комиссии в сопровождении представителей агитационных групп (группы «за» и группы «против»), а также сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики в территориальную избирательную комиссию и передаются по акту, в котором обязательно должны быть указаны идентификационные номера сейф-пакетов.

8.7 Второй экземпляр протокола об итогах голосования, печать участковой избирательной комиссии, отрывные талоны двух сейф-пакетов, акт о передаче в территориальную избирательную комиссию сейф-пакета с первым экземпляром и сейф-пакета с заверенной копией протокола об итогах голосования хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии, который несет установленную законодательством ответственность за их достоверность и сохранность до окончания работы комиссии.

8.8 Вскрытие сейф - пакета с первым экземпляром итогового протокола участковой избирательной комиссии возможно только в соответствующей территориальной избирательной комиссии в присутствии представителей агитационных групп (группы «за» и группы «против»), наблюдателей.

8.9 Территориальная избирательная комиссия на основании поступивших первых экземпляров протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий подводит итоги голосования на соответствующей территории путем сложения содержащихся в них данных, о чем составляется протокол и сводная таблица об итогах голосования территориальной избирательной комиссии.

8.10 После подписания первого экземпляра протокола об итогах голосования на соответствующей территории и сводной таблицы, территориальная избирательная комиссия упаковывает их в сейф-пакет вместе со всеми протоколами об итогах голосования, поступивших с участковых избирательных комиссий, о чем составляется акт, в котором должны быть указаны идентификационные номера сейф-пакета и вместе с сейф-пакетами, в которых упакованы заверенные копии протоколов участковых избирательных комиссий, передаются в Центральную избирательную комиссию по акту.

   8.11 Второй экземпляр протокола об итогах голосования территориальной избирательной комиссии вместе со всей избирательной документацией, отрывной талон сейф-пакета, а также акт о передаче в Центральную избирательную комиссию сейф-пакета с первым экземпляром итогового протокола хранится у секретаря территориальной комиссии в охраняемом помещении до передачи их в архив.

   8.12 Вскрытие сейф-пакетов с первым экземпляром протокола об итогах голосования и сводной таблицы территориальной избирательной комиссии, а также с заверенной копией итогового протокола участковой избирательной комиссии допускается только в Центральной избирательной комиссии по акту, в котором должны быть указаны идентификационные номера сейф-пакетов.

 

9.Обеспечение безопасности на участке референдума и в помещении для голосования

9.1 Одним из главных требований к помещению избирательного участка является обеспечение пожарной безопасности. В целях обеспечения пожарной безопасности глава местной государственной администрации, глава местного самоуправления (мэр города, глава айыл окмоту), избирательная комиссия при выборе помещения для голосования должны учитывать следующее:

-       наличие в помещении исправной и работоспособной автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

-       наличие и содержание эвакуационных выходов в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

-       наличие первичных средств пожаротушения;

-       наличие плана эвакуации на случай возникновения пожара (в т. ч. из помещения для голосования).

9.2 Председатель участковой избирательной комиссии назначает лиц, ответственных за пожарную безопасность, из числа членов комиссии и распределяет между членами участковой комиссии обязанности на случай возникновения пожара (кто из членов отвечает за эвакуацию участникам референдума, кто обеспечивает сохранность документации референдума, кто сообщает о пожаре в пожарную часть и т.д.).

9.3 На участке референдума, до передачи помещения участковой избирательной комиссии, руководитель объекта, где размещен избирательный участок, должен обеспечить полное выполнение требований предписаний органов государственного пожарного надзора, в том числе установить приказом соответствующий противопожарный режим, проверить исправность внутреннего противопожарного водопровода (при наличии), осветительной и силовой сети, опробовать системы автоматической противопожарной защиты, обеспечить наличие, исправность и постоянную готовность к применению первичных средств пожаротушения, средств связи и оповещения, проинструктировать под роспись о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре совместно с председателем избирательной комиссии членов избирательной комиссии и персонал, привлеченный для обслуживания участка и ознакомить их с расположением помещений, путей эвакуации, эвакуационных выходов, мест размещения первичных средств пожаротушения, средств телефонной связи и средств оповещения.

9.4 На видных местах должны быть вывешены поэтажные планы (схемы) эвакуации людей на случай возникновения пожара, инструкции по соблюдению требований пожарной безопасности и инструкции, определяющие действия обслуживающего персонала и членов избирательной комиссии по обеспечению эвакуации людей, бюллетеней и имущества.

9.5 У каждого телефонного аппарата устанавливается табличка с номером телефона вызова ближайшего подразделения пожарной охраны.

9.6 На случай отключения электроэнергии здание избирательного участка обеспечивается альтернативными источниками питания, фонарями и свечами.

9.7 Светильники в кабинах для голосования устанавливаются на негорючем основании с мощностью ламп накаливания не более 60 Вт.

9.8  Помещения, не связанные с проведением референдума, должны быть закрыты.

9.9 Запрещается загромождать проходы и коридоры, размещать на путях эвакуации торговые точки.

9.10 Помещения участка референдума обеспечиваются огнетушителями. Курение на участках референдума не разрешается.

9.11 Состояние электрооборудования должно быть проверено специалистом, выявленные недостатки должны быть устранены до начала голосования.

9.12  Председатель участковой избирательной комиссии перед началом выборов обязан осмотреть помещения и убедиться в их пожарной безопасности.

9.13 В период подготовки к работе участка референдума печное отопление в зданиях (при наличии) проверяется и при необходимости ремонтируется в соответствии с требованиями противопожарных норм и правил. Топка печей заканчивается не позднее чем за один час до начала работы участка референдума.

9.14 Имеющиеся вблизи зданий участков референдума пожарные гидранты, резервуары и водоемы должны находиться в исправном состоянии, заполнены водой, обозначены соответствующими указателями, в зимнее время утеплены, очищены ото льда и снега.

9.15 Накануне дня голосования участковой избирательной комиссии необходимо принять все меры по обеспечению безопасности работы в день голосования. Существенную помощь избирательным комиссиям в этом оказывают сотрудники органов внутренних дел. В целях обеспечения безопасности работы участковой избирательной комиссии органы внутренних дел реализуют комплекс мер по охране помещений участковых избирательных комиссий и документации референдума.

9.16 Важнейшей задачей органов внутренних дел является обеспечение безопасности работы участковых избирательных комиссий. В этих целях реализуется комплекс мер:

-       по сопровождению бюллетеней для голосования из вышестоящей избирательной комиссии в участковую избирательную комиссию и обратно;

-       по охране помещений участковых избирательных комиссий, оборудования и документации референдума;

-       по оказанию содействия членам участковых избирательных комиссий в день голосования на участке референдума и в помещении для голосования и после окончания времени голосования в осуществлении их законной деятельности, в том числе, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

-       по взаимодействию с участковыми избирательными комиссиями при выявлении и устранении нарушений избирательного законодательства.

9.17 Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. В случаях нарушения общественного порядка в помещении для голосования председатель участковой избирательной комиссии имеет право обратиться за помощью к работникам правоохранительных органов с целью обеспечения общественного порядка в помещении для голосования. После наведения порядка сотрудники органов внутренних дел должны покинуть помещение для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его полномочий и не нарушающие права участников избирательного процесса, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования.

9.18 Охрана помещения участковой избирательной комиссии сотрудниками органов внутренних дел должна осуществляться по согласованию с председателем участковой избирательной комиссии после поступления в комиссию документации референдума: списков участникам референдума, а круглосуточная охрана – после поступления на хранение в помещение участковой избирательной комиссии бюллетеней для голосования.

9.19 Местонахождение работника внутренних дел определяется по согласованию с председателем участковой комиссии (как правило, в помещении участковой избирательной комиссии, где хранится документация референдума).

 

Просмотров: (186)